Православный сектовед Олег Нагорный: БПЦ и Конституция. Аналитическое эссе от юродивого
ОлегНагорный
Православный христианин, бывший преподаватель приходской школы, учился в МинДС, занимается практическим сектоведением.
Ох, чувствую белорусским цензорам предстоит вскоре провести глубокую ревизию детской классики! Сегодня я даже не о «Приключениях Чиполлино».
– Бедный ты мой отец! Тебя засадили в каталажку, как преступника, вместе с ворами и бандитами!..
– Что ты, что ты, сынок, – ласково перебил его отец, – да ведь в тюрьме полным-полно честных людей!
– А за что же они сидят? Что плохого они сделали?
– Ровно ничего, сынок. Вот за это-то их и засадили. Принцу Лимону порядочные люди не по нутру.
– Значит, попасть в тюрьму – это большая честь? – спросил он.
– Выходит, что так. Тюрьмы построены для тех, кто ворует и убивает, но у принца Лимона все наоборот: воры и убийцы у него во дворце, а в тюрьме сидят честные граждане.
Ладно бы только Джанни Родари — представитель благоуханно загнивающего от зависти к нашей духовно богатой нищете Запада! Но и советский, идейно свой, казалось бы, Корней Чуковский туда же:
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Вам не кажется, что здесь откровенное издевательство над проницательной установкой наших идеологов о применении капиталистическим Западом диверсионных чудо-технологий, способных разжечь пожар народного недовольства даже в самых социально ориентированных и стабильных заводях житейского моря?*
Но сегодня проказа лисичек мне напомнила о БДСМ-фантазии верхушки Белорусского Экзархата о том, что граждан к «традиционным духовным ценностям» можно пристегнуть наручниками Конституционных правок, а несогласных склонить к их принятию плетью административного давления.
Казалось бы, духовные ценности это то, что по самой своей природе принимается на основе любви, которая исключает принуждение и страх.
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви». (1 Иоанна 4:18)
Но вместо того чтобы «глаголом жечь сердца людей», как это делали апостолы, проще чиркнуть над морем житейским чудотворной спичкой законодательных актов и милицейских дубинок. Тем более, что пилотные технологии, подозреваю, обкатали ещё в августе 2020 года. Осталось, видимо, только подвести под проект правовые основания.
«Около двух часов ночи в РУВД привели новых задержанных. И вот тут началась лютая жесть. Милиционеры заставляли задержанных молиться, читать «Отче наш…», кто отказывался, избивали всеми подручными средствами. Сидя в актовом зале, мы слышали, как избивают людей на этажах под нами и над нами. Ощущение было такое, что людей практически втаптывали в бетон». (Никита Телиженко, Страшный репортаж Znak.com: как в тюрьмах Белоруссии избивают задержанных на митингах)
Поздравляю: без евангелизации молодёжи ноша епископского служения станет легче! Зачем епископам и священнослужителям её убеждать, вдохновлять, уговаривать… если согласно новой редакции Статьи 32 Конституции государство не просто гарантирует молодёжи право на духовное и нравственное развитие, но и лично способствует ему!
Нужно только законы и подзконные акты правильно сформулировать, чтобы ввести в школах обязательный духовный «всеобуч». Кстати, взамен всяких устаревших факультативов для нового обязательного предмета предлагаю более современное и актуальное название: «Основы церковно-государственной идеологии и лояльной духовности». И обязательный итоговый экзамен с письменным тестированием!
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
…Вопрос 17.
Как правильно понимать, что «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (К Римлянам 13:1) в отношении современной Беларуси?
Вариант А: «Высшие власти» это народ в соответствии со статьёй 3 Конституции РБ. Поэтому проигравший выборы действующий президент должен исполнить волю высшей власти и мирно передать полномочия вновь избранному, а не использовать силовые и административные ресурсы для удовлетворения собственного властолюбия.
Вариант Б: «Высшие власти» это Александр Лукашенко, вопреки ст. 3 Конституции РБ, будь он президент или глава ВНС. А значит народ должен смириться и покориться его желанию править вне зависимости от результатов какого бы то ни было плебисцита.
Вопрос 18.
Выберите верное понимание духовной истины о том, что правителя посылает народу Бог.
Вариант А: Президентами не рождаются, а становятся. Каждый народ заслуживает своего правителя. Поскольку Бог попускает дурную власть народу духовно незрелому, не готовому отстаивать ближних и Родину перед лицом социального и нравственного зла, чинимого развращённой властью; и благословляет хорошими властями народы, духовно созревшие до взятия на себя ответственности за нравственное и социальное благоустроение Отечества, готовые противостоять тирании, попирающей правду Божию.
Вариант Б: Президентами рождаются, а не становятся. Поэтому следует забыть о том, что якобы народ может избрать руководителя страны. Президентство — врождённая и пожизненная Богоизбранность. Кто ты такой, чтобы сомневаться в Божьем выборе?! Грешно подменять выбор Божий выборами человеческими.
Вопрос 19.
Какая система правления заложена на уровне архетипа у славян?**
Вариант А: Прежде всего — народовластие.
Так, для Руси с X-XI характерны не феодальные монархии, а «волости-земли» в форме вечевых государств (Н. И. Костомаров, В. И. Сергеевич, С. М. Соловьев, Ф. И. Леонтович В. О. Ключевский, И. Я. Фроянов, А. Ю. Дворниченко и др.). При этом древнерусская государственность до XIV-XV веков строилась не на классовой, а на общинной основе. И даже в VI веке Византийский исследователь Прокопий Кесарийский писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и потому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом».
Вариант Б: Исключительно самодержавная монархия. Белорусский народец слишком глуп, наивен, не состоятелен, безволен перед деструктивными призывами посторонних «кукловодов», чтобы без единовластного президенторождённого самодержца защитить страну от тайного мирового заговора. А под маской буржуазной демократии скрываются грех мужеложства и другие пороки нетрадиционно ориентированной духовности… Поэтому Беларусь должна идти по своему уникальному пути единовластной демократии к идеалу монархического самодержавия. Ведь постоянные перевыборы создают соблазны, формируют некое непостоянство, вносят раздоры.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
За неправильные ответы отроков и отроковиц можно к ответственности привлекать их родителей (тем более, что приоритет семейного воспитания тоже продвигается в Конституцию церковными лоббистами). Скажем, сдало чадо итоговый тест с успешностью 80–98% — штраф, 60–80% — 15 суток, ниже 60% — уголовное дело. А что: «духовная борьба за Отечество», о которой говорил митрополит Вениамин, — часть проблемы госбезопасности. А это вам не шутки!
И в вопросе идеологии нет места разномыслию между Церковью и государством. Статья 4 в новой редакции этот факт недвусмысленно доводит: «Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства…». Такая формулировка исправляет досадное упущение нынешней Конституции: «Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия… идеологий…».
Придирчивый читатель спросит: как осуществление демократии сочетается с табу на многообразие идеологий? Но оно не исключает свободы совести, мнений, слова и прочих демократических плюшек. Дочитайте новую редакцию статьи до конца: «…а также многообразия политических институтов и мнений». Ясно? Вы можете иметь любое мнение… в рамках установленной государством идеологии. Вы можете даже принадлежать самой оппозиционной партии… продвигающей установленную государством идеологию. Поэтому в новой конституционной реальности вполне представимы свободные общественные дискуссии в демократическом духе.
Включите воображение. Общественность в рамках телешоу призвала к ответу представителя кабмина, который надрывно доказывает, что государство ведёт верную мудрую политику. Но его доводы остро, остроумно, язвительно и метко ниспровергает мчащий на гнедых возрастного максимализма «юноша бледный со взором горящим» из рядов принципиально непримиримой оппозиции. Мол, не врите нам, уважаемый! Факты не сходятся с вашими заявлениями! Хватит скрывать от народа правду: государство ведёт не верную и мудрую, но очень верную и чрезвычайно мудрую политику!
Так что не ведитесь на злоречие не аккредитованных Министерством правды информации аналитиков, дорогие друзья: демократический плюрализм мнений в рамках единой идеологии очень даже возможен!
Понятно, что «вениаминовская» БПЦ, со своей духовно-патриотической евангелизацией по линии Минобразования, должна строго вписываться в госидеологию «лукашенковской» Беларуси. Ведь она — одна из идеологических скреп государства.
«Несмотря на независимость церкви от государства, она является основной его скрепой, такое мнение высказал Александр Лукашенко.
— С первых дней своего президентства я говорил и повторяю неустанно: церковь, особенно православная, — это основная скрепа нашего государства. Особенно сейчас, когда мир вообще обезумел и потерял духовность. Как может быть церковь отделена от государства, читай: вне государства быть? — подчеркнул Президент.
Он назвал церковь опорой государства, одним из основных его стержней:
— Пока мы не выработали в своей идеологии какую-то целостную национальную идею (сейчас больше всего патриотизм выступает на первое место), церковь всегда являлась и будет являться духовной основой. Если хотите, идеологической, по-современному говоря, основой нашего государства».
Владыка Вениамин согласился, что церковь не может быть вне государства и не может не переживать за происходящие в нем процессы». (Почему церковь не может быть вне государства: Лукашенко встретился с митрополитом Минским и Заславским, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Вениамином // электронная публикация от 2 ноября 2020 года на портале «Беларусь сегодня» sb.by)
Поэтому «наверху» (не путать с «Наверху»!) ныне скорректировали очертания православной духовности так, чтобы она не выпирала местами из согласованных форм сосуда госидеологии. Смертная казнь — в силе, пролайфовские грёзы о защите человеческой жизни от самого зачатия до кончины — в пролёте, антитрансгендерное уточнение в дефиниции брака — в игноре…
Отрадно, что это сделано не «за спиной». За три дня до подписания как бы указа с окончательным вариантом предлагаемых изменений в Конституцию сама госпожа товарищъ Качанова удостоила визитом Минское епархиальное управление. Надо полагать, с целью напомнить администраторам Экзархата, что монополия на идеологию принадлежит государству. А БПЦ лишь его идеологическая опора. Так что ворчания на тему: «Ах, кесарь нас не расслышал! Давайте громче!» следует свернуть, щёлкнуть каблучками, взять под козырёк и воспользоваться собственным советом митрополита Вениамина: «надо что-то потерпеть, смириться, переступить через какие-то свои планы, обиды, огорчения… чтобы были мир и гармония»…
Отрадно также, что в обсуждении приняли участие и представители марсианских епархий Белорусского Экзархата. Так, некий марсианский епископ Порфирий (Преднюк) сообщил, что причиной сокращения численности населения в их инопланетной белорусской колонии является тлетворное влияние Запада. Вот почему так важно протащить в Конституцию защиту от гомосексуальных браков и капиталистического индивидуализма, с его ложной идеей, что не человек для государства, а государство для человека…
Нужно сказать (наверное инопланетному епископу будет любопытно хоть что-то знать о реалиях Земли), в Земных епархиях Беларуси низкая рождаемость связана не с популярностью среди землян однополых отношений, и не с тлетворным западным идеологическим поветрием.
«Многие винят в сложившейся ситуации тлетворное влияние Запада, который разрушает наши семейные ценности, превращает всех в феминисток и гомосексуалистов. Так вот оказывается, на «загнивающем» Западе рожают больше, чем у нас. По данным ОЭСР за 2017 год, Франция и Ирландия, например, вплотную приблизились к заветным двум рождениям на женщину.
А вот самая низкая рождаемость на планете, по данным ООН, сегодня в Восточной Азии: топ возглавляют три провинции Китая, включая Гонконг, за ними следуют Сингапур и Корея. (На всякий случай отметим, что никаких запретов по поводу количества детей в этих странах уже давно нет).
И не хочется расстраивать нашего президента, но четверых в современном мире рожают только в Центральной Африке и нескольких других беднейших странах мира». (Почему белоруски мало рожают? — публикация от 04 февраля 2020 года на сайте белорусских исследований thinktanks.by)
Факторы снижения рождаемости можно разделить на общемировые и локальные. К общемировым относят сокращение детской смертности***, рост образованности женщин, переезд населения в города, распространение контрацепции, включение женщин в рынок труда. С этими вызовами в последние годы самые развитые страны кое-как научились справляться. (Правда на рождаемость в Европе негативно сказывается с 2020 года пандемия коронавируса.)
Для сравнения, в допандемийном 2019 году суммарный коэффициент рождаемости в Беларуси составлял 1,3, в то время как в Еврозоне и ЕС в среднем — 1,5. По некоторым из тех стран тлетворного загнивающего Запада, где легализованы однополые браки, он имел следующие значения: Бельгия — 1,5; Нидерланды — 1,5; Норвегия — 1,5; Швеция — 1,7; Исландия — 1,7; Дания — 1,7; Франция — 1,8.
Так может наоборот Запад ещё не достаточно нас развратил, раз наш показатель рождаемости не дотягивает до их? Предлагаю озабоченному рождаемостью монашествующему епископату БПЦ повременить и позволить всё-таки доразвратить белорусов до уровня Французского СКР. Если епископат действительно убеждён, что именно гомобраки влияют на рождаемость, то пусть предложат временно легализовать их… ну, до достижения СКР в 1,8…
Но может не отсутствие конституционной правки про «союз мужчины и женщины» влияет на воспроизводство земных белорусов? Может быть всё дело в том, что «социально ориентированная» белорусская стабильность ставит молодую семью в более дрянные социально-экономические условия, чем хищный капиталистический Запад? Может просто стоит соотнести зарплаты и условия жизни большинства белорусов со стоимостью воспитания и обучения хотя бы одного ребёнка, чтобы понять, почему они не решаются завести второго, а тем более третьего? И тогда предложить внести в Конституцию правку о возможности народа сменить «крепкого хозяйственника» на действительно профессионального управленца, не подвергаясь пыткам, репрессиям, террору…
(Впрочем ведь и нынешняя Конституция это позволяет… Есть ли вообще смысл в правках документа, который постоянно нарушается в принципе?)
«Лидирующие позиции по значимости среди факторов принятия решения о ребенке занимают социально-экономические: наличие жилья, размер детского пособия, а также такие макроэкономические условия, как стабильность экономики, риск потерять работу и уровень безработицы. Важной является доступность детских садов». (Демографическая безопасность Беларуси: что надо знать и исправлять — публикация на портале Центра новых идей newbelarus.vision)
Думаете реакция властей на пандемию и волеизъявление народа прибавила желание приводить детей в реалии, где и самим родителям жить душно, тошно и страшно?
Быть может, если Церковь займётся решением гуманитарного кризиса в стране и будет не покрывать, а открыто и последовательно осуждать враньё, цинизм, хамство, демоническую жестокость власть придержащих, то это станет более существенным и актуальным вкладом в традиционные семейные ценности и повышение рождаемости, чем борьба с ветряками гомобраков при помощи документа, который заочно обречён на внешнюю и внутреннюю не легитимность?
А гомобраки… Ценности не прививаются насилием. Никакие документы не заставят их уважать и держаться, если они не находят отклик в сердцах людей. А для того, чтобы достучаться до сердец Церковь должна иметь авторитет в обществе, который она стремительно теряет, позволив превратить себя в подпевалу ненавистного белорусам режима.
____
* Кстати давно хочу вопросить какого-нибудь самого знающего работника пера и языка: если существуют технологии безотказного переформатирования сознания масс и лукашенковские эксперты читали секретные методички, на которые пеняют, почему эти технологии не применяются в обратную сторону? А если применяются, то почему результат выглядит так ущербно и неубедительно в сравнении с почти повсеместным и всеохватным неприятием режима? Почему в руках наших идеологов технологии эти срабатывают только на ограниченные прослойки заинтересованного или зависимого населения вроде чиновников, силовиков и небольшой части бюджетников?
** На так называемом общественном обсуждении изменений в Конституцию глава Калинковичского благочиния наместник Юровичского Свято-Рождество-Богородичного мужского монастыря игумен Авксентий (Абражей) заявил: «Не вижу никаких препятствий и причин для того, чтобы президента избирали на пять или десять сроков… Если он нормально руководит страной, почему ему не избираться? Ведь у нас, славян, на уровне архетипа заложено управление царем, и это было от коронации до смерти. И хотя в советские времена большевики изначально декларировали двухгодичное правление, все равно не избежали этого и очень скоро вернулись к той системе, которая была до них, в царской России. А постоянные перевыборы создают соблазны, формируют некое непостоянство, вносят раздоры. И это касается не только выборов главы государства, но и всей нашей жизни…» Слова приводит паблик ВКонтакте местного издания «Калінкавіцкія навіны».
*** Например в беднейших странах Африки семьи специально рожают много детей, чтобы увеличить шанс, что хоть кто-то из них выживет и сможет позаботиться о родителях в старости. Кстати именно это имел ввиду Билл Гейтс в любимом конспирологами видео, когда говорил об улучшении медицинского обслуживания в бедных и перенаселённых странах Африки, чтобы сократить численность населения. А не то, что мировая закулиса собирается убивать детей через вакцины, прививки и проч.