Почему предложения по изменению Конституции со стороны БПЦ вызывают вопросы и тревогу. Мнение
Всебелорусское собрание, на котором в том числе будут обсуждать изменения в Конституции, всё ближе. На прошлой неделе стало известно, что предложения внесла и Белорусская православная церковь. О том, почему Церковь рекомендует изменения в главном законе светской страны, рассуждает репутационный технолог и PR-специалист Анна Мирочник.
Страшен сон, да милостив Бог
Скептически рассматривая попытки Русской православной церкви зафиксировать в Конституции слово «Бог» и негодуя из-за политики Эрдогана, благодаря которой светская Турция рискует превратиться в исламское государство, белорусы не должны просмотреть перемены у себя дома.
Недавно мы узнали, что предложения по изменению главного закона страны, управляемой «православным атеистом», может вносить Церковь. Причем (пока что по крайней мере) — только православная. Католики, могу предположить, кажутся идеологически ненадежными, а по отношению к мусульманам и иудеям можно сделать вид, будто верующих этих конфессий в Беларуси нет. А значит, нет и права голоса.
И всё бы ничего, если бы не пара нюансов.
Во-первых, если верить статистике 2015-го, верующих в Беларуси лишь половина населения. Поэтому всем агностикам, атеистам и просто равнодушным к религии белорусам как-то не по себе от мысли, что церковь может получить возможность каким-либо образом контролировать частную жизнь граждан. Во-вторых, мы видим результат усиления роли церкви в соседней России, и он, скажем мягко, вызывает вопросы.
В-третьих, напряжения добавляет то, что рассматривать возможные поправки будут некие лидеры общественного мнения, от которых мы не знаем чего ожидать. Если еще год назад этот пункт мало беспокоил аполитичных в большинстве своем белорусов, то в 2020-м году все увидели, к чему могут привести «анонимные» централизованные решения.
Попытки перекроить конституцию могут вызвать новые протесты, что невыгодно всем белорусам вне зависимости от политических предпочтений. Несогласных опять будут бить, согласных — нервировать новостной повесткой, перекрытыми проспектами и неработающим интернетом. Все устали, но преодолеть политический тупик власть пытается старыми методами, а потому ситуация повторяется снова и снова.
Возможно, в этом случае решение подключить Белорусскую православную церковь не так уж недальновидно. Страшен сон, да милостив Бог — и посредничество религии может серьезно сгладить углы. Судите сами: есть церковнослужители с авторитетом среди прихожан, есть поддержка со стороны РПЦ (что для многих сторонников нынешней власти тождественно с общероссийской поддержкой), есть лояльное духовенство.
Кстати, в том, что белорусское православное духовенство совсем не против регламентировать вопросы образования, семейного и гражданского уклада общества, нет ничего удивительного. Еще в 2008-м году Александр Лукашенко во время рождественского посещения Свято-Духова кафедрального собора в Минске назвал БПЦ «главным идеологом страны», сказав:
— Мы никогда не отделяли себя от Церкви. И я, грешным делом, иногда говорил моему наставнику о том, что я не совсем понимаю, что значит «Церковь отделена от государства». Мы ведь решаем единую задачу. Мы нигде не опровергали тезис отделения церкви от государства, но вы видите, что мы всегда вместе.
Президент тогда говорил правду: Православная церковь и государство связаны тесно. Еще в 2003-м году между правительством РБ и БПЦ было подписано Соглашение о сотрудничестве. Как следствие удалось регламентировать сотрудничество в рамках науки, образования, здравоохранения, СМИ, охраны окружающей среды и других направлений. А сопутствовать этому самому сотрудничеству, если верить документу, должны были Национальная академия наук, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды — и другие ведомства, партнерство церкви с которыми сложно представить в по-настоящему светском государстве. Получается что-то вроде Министерства Православия Республики Беларусь.
Всем любопытствующим я рекомендую ознакомиться с текстом — найдете много интересного. Например, по форме этот документ напоминает договор на оказание услуг, которыми обмениваются организации в ключе «Заказчик — Подрядчик». Есть здесь и довольно любопытное определение сторон. Республика Беларусь здесь фигурирует как «Государство», а Белорусская православная церковь выступает как «Церковь» (в государстве, где, как мы вспоминали выше, кроме православных есть католики, иудеи, мусульмане и другие верующие, которым на уровне Конституции гарантированы равные права).
Как видим, в 2020- м году роль БПЦ не изменилась. Ни подписанная программа сотрудничества на 2020−2025 годы с Министерством образования, ни соглашение о сотрудничестве с БГУ, ведущим университетом страны, не новы и не революционны. Скорее, это закономерность. Просто еще недавно мы не хотели интересоваться новостями и замечать перемены, а теперь вынуждены разбираться с последствиями информационного вакуума, в который многие добровольно погрузили себя до 2020 года.
Вассал моего вассала
Белорусской православной церкви не дарована автокефалия — то есть это подразделение Русской православной церкви на территории Беларуси. Это наводит на размышления о том, как и кем принимаются ключевые решения о том, кто будет вести к Богу белорусскую паству.
Напомним, что в России сотрудничество государства и церкви становится теснее год от года. Вот что, например, делает РПЦ:
— Проповедует и продвигает тезис: «Нет власти не от Бога». Об этом в интервью незадолго до своей смерти выскажется Алексий II, слова тогда прозвучали на фоне президентских выборов в России;
— Помогает пропагандировать «традиционные русские ценности»: брак только между мужчиной и женщиной, важность повышения уровня рождаемости и т. д.;
— Оказывает поддержку государству в ситуации обострившихся отношений с Украиной: дарование автокефалии Украинской православной церкви и последующий за этим Объединительный Собор часть российского духовенства проигнорировала, часть — назвала «предательством Иуды Искариота».
Список пунктов взаимной поддержки РПЦ и российского правительства можно продолжать долго, и на сегодня есть все основания предполагать, что роль религии в России еще будет расти. Есть вероятность, что то же будет происходить в Беларуси — ведь и духовная политика у нас зависит от того, что происходит у «старшего брата».
Перевернуть страницу, переступить обиду — и увидеть лица гуманных православных
Любопытны и рассуждения нового главы БПЦ, митрополита Минского и Заславского Вениамина. Он считает вопросы независимости БПЦ «чуждыми, навязанными людьми светскими», а также единодушен с Александром Лукашенко в видении преодоления политического кризиса в Беларуси. Если один рекомендует «перевернуть страницу», второй призывает «переступить через обиду и больше ее не вспоминать». А судить силовиков, допустивших «перегибы», владыка предлагает Богу, ведь «невозможно на весах человеческого правосудия взвесить во всех деталях, кто больше прав, а кто меньше». Словом, с новым главой БПЦ белорусской власти очень повезло.
Но что мы видим с другой стороны?
Например, десятки постов в социальных сетях от верующих в духе «я — православный, и мне надоело оправдываться» в день награждения церковными наградами Караника, Бондаря и Мезенцева.
Получился яркий контраст с повесткой католиков, которые писали о гордости за свою религию и поддерживали своих ксендзов, достойно проявивших себя в 2020-м. Так, раскол произошел не там, где его ждали: конфликтовать стали не православные с католиками, а интеллигентные верующие против, скажем так, догматичных. Конфликт задел людей внутри одной, ключевой для власти конфессии.
Чем это чревато для женщин
Помня всё, о чем мы рассказали выше, вернемся к самим предложениям. Они, к слову, тоже сильно напоминают пожелания РПЦ, хоть и не такие радикальные. А именно:
— Брак как союз исключительно между мужчиной и женщиной.
Наш ответ загнивающему Западу, где люди одного пола не только женятся друг на друге, но и заводят детей.
— Брак с целью рождения детей.
«Починить» наши показатели рождаемости могла бы экономика. Но денег нет, поэтому можно призвать на помощь религию: порицать аборты и призывать верующих рожать, уповая на волю Господа, дешевле, чем проводить реформы.
— Неприемлемость чуждых менталитету праздников вроде Хеллоуина.
Опять же, нечего прославлять западные ценности, если у нас есть свои праздники. В России 31-го октября отмечают День работников СИЗО и тюрем, почему не ввести такое и у нас?
Отдельным пунктом можно выделить приоритет домашнего (семейного) воспитания над школьным. С моей точки зрения, риторика спорная. Что это значит? Если в религиозной семье находят теорию Дарвина оскорбительной, а занятия по биологии или истории развращающими, от этих предметов ребенка освободят по религиозным соображениям? Или как? А если мама с папой в эволюцию не верят, ребенку о ней знать не обязательно?
Опять же владыка допускает наказания детей, чтобы побудить их к большему усердию и прилежанию. Степень и вид наказаний не упоминается, но в стране, где семейное насилие — это острая проблема, рассуждения опять же спорные и с учетом расплывчатых формулировок тревожные.
Особенно для девочек — и здесь самое время насторожиться феминистическому сообществу. Если на усмотрение родителей доступ к знаниям может ограничиваться, наказания — поощряться, а место в будущей жизни ограничиваться лишь ролью жены и матери, мы получим сотни беззащитных и неадаптированных к реальной жизни женщин, рано ставших матерями и не имеющих возможности найти адекватную работу, то есть полностью зависимых и бесправных. Те, кто создан как друг мужчины, претендовать на карьеру или равные права не смогут.
Однако протестуя против подобных предложений, полезно не попадаться на крючок и проверять, не является ли такой ход переключением повестки и попыткой перенести внимание с вопросов поострее. Поэтому перепроверяйте информацию, внимательно читайте написанное и верьте своим глазам, даже когда ради этого приходится отказаться от старых установок и взглядов. Вы — больше, чем набор установок.