Почему «главнокомандующие»?
Наш колумнист Вячка Драник комментирует резонансное видео из Гродненского Рождество-Богородичного монастыря, где в присутствии спикеров верхних палат белорусского и российского парламентов провозглашается многолетие Путину и Лукашенко.
БПЦ еще может удивлять! Действо на видео не зря рвануло медийное поле. Это что-то потрясающее! Потрясающее во всех смыслах: и в литургическо-богослужебном, и в идейно-смысловом.
Во-первых, как уже многие отметили, в фразе «Благоденственное и мирное житие, здравие, спасение, и во всем благое поспешение подаждь Господи верховному главнокомандующему Российской державы Владимиру Владимировичу, и верховному главнокомандующему Белой Руси Александру Григорьевичу» произносящий ее дьякон почему-то опустил слово «спасение». Что это было — персональная ошибка священнослужителя в конкретной ситуации или умышленное и сознательное искажение богослужебной формы, в порядке исполнения заранее полученного указания от церковного начальства? Если первое — всяко бывает. Если второе — интересно было бы понять, какие у этого указания были мотивы?
Ведь всякому церковному человеку известно, что слово «спасение» в контексте данной фразы означает спасение именно в духовном смысле: спасение от греха и смерти во Христе и обретение в Нем жизни вечной в Небесном Царстве. Соответственно, встает вопрос: неужели присутствовавшие на встрече архиереи и/или игумения Гавриила не желали обоим упоминаемым «главнокомандующим» спасения их душ настолько, что распорядились изъять это слово из многолетия? Очень любопытно!
Но, возможно, инициатива подобной редакции данной литургической формы исходила от служб протокола официальных лиц, нанесших визит в монастырь. То есть Натальи Кочановой и Валентины Матвиенко. Службисты могли усмотреть в слове «спасение» некоторую негативную коннотацию, в контексте применения его к двум «главнокомандующим». В том смысле, что раз у Бога испрашивается им «спасение», значит, они, получается, находятся в беде? В ситуации угрозы их жизни и здоровью, поражения на войне и т.д.? Но, как известно, ничего подобного с ними не может быть, потому что не может быть никогда! А значит, можно вполне допустить, что было сказано: дорогие владыки, дорогая матушка, а давайте немножко подкорректируем эту фразу! От вас же не убудет, правда?
Во-вторых, прозвучавшее в устах дьякона многолетие всё-таки режет ухо не изъятием отдельного слова, а подчеркнутым акцентом на военном статусе лиц, упоминаемых в нем. Ни Путин, ни Лукашенко не названы «президентами» своих государств, и именно «верховными главнокомандующими»! Причем названия их государств также произносятся не в оригинальном, а в квазицерковном варианте — «Российской державы» и «Белой Руси».
И вот этот аспект как раз и вызывает наибольшее недоумение. Почему была актуализирована именно милитарная сторона деятельности Путина и Лукашенко? Почему было так важно прописать и обозначить это именно на церковной площадке?
Ведь, в конце концов, проходивший в Гродно Форум регионов — мероприятие гражданское, экономическое, а не оборонное. На площадях города располагалась выставка товаров гражданских предприятий, а не военных. Речь шла о БелАЗах и МАЗах, а не о танках и пушках.
Так или иначе, но этот случай — некая новая веха в поведении церковного чиновничества перед чиновничеством светским. Поведения, в котором от достоинства и свободы Церкви, Глава которой — Христос, уже не осталось вообще ничего. Совсем. Заискивание, услужливость и прогибание перед властью — не просто максимальные, а откровенно готовые на всё! Церковные начальники, в угоду начальникам светским, готовы и Христа записать в апологеты убийства и насилия! Если для «державы» это так важно — то всегда пожалуйста!
Р.S. Ну, а то, что «главнокомандующий» Александр Григорьевич был упомянут после «главнокомандующего» Владимира Владимировича, — думается, в комментариях это не нуждается… Кое-кто свой выбор, как говорится, сделал…