Царква і палітычны крызіс у Беларусі

«Новая жизнь» в моей жизни

«Новая жизнь» в моей жизни

«Новая жизнь» в моей жизни
Аўтар
Александр Шрамко

АлександрШрамко

Православный священник за штатом. Блогер, публицист.

Так получилось, что ныне ликвидированная по решению суда церковь «Новая жизнь» сыграла немалую роль и в моей священнической биографии. 

В области моих интересов всегда был вопрос свободы религии, и скандал вокруг здания церкви, разгоревшийся в 2006 году, никак не мог пройти мимо моего внимания. Ситуация с этим «экзотическим» зданием, перестроенным из коровника, была целиком спровоцирована властью, принявшейся по мере укрепления диктатуры «зачищать» религиозное поле.  

До самого конца 90-х годах многие протестантские церкви вообще не имели нужды в собственном здании, арендуя молитвенное помещение в опустевших домах культуры. Но к 1999 году власти власти эту лавочку прикрыли, и пришлось думать о своем помещении. Но в предоставлении места для постройки молитвенного помещения церкви «Новая жизнь» было отказано. И тогда церковь выкупила пустующий коровник на краю Минска, радикально перестроив его так, что о былое предназначении здания напоминала лишь архитектура. Причем с соответствующими инстанциями поначалу было все согласовано, и получен технический паспорт на использование в культовых целях. 

Казалось бы, решение найдено и должно было бы удовлетворить все стороны. Даже в советские времена власти, хоть и с трудом, но часто давали разрешение на строительство молитвенных домов. Непременным условием было только размещение его вдали от центра и оживленных улиц, в основном среди домов частного сектора. Здание бывшего коровника более чем удовлетворяло этому условию. Помню, как в 2006 году мы с Наталлей Василевич, у которой из окна было видно это здание «Новой жизни», пошли прямиком, чтобы выйти к нему. В то время это фактически был уже и не город. Дома кончились, начались какие-то свалки и мусорные кучи, бегали злые бродячие псы. Сразу за  зданием церкви начиналось колхозное поле. Вдали от всех дорог и трасс. Если не знать, никогда не найдешь. Тем более абсурдно звучал один из аргументов спохватившихся властей, что, дескать, здание «портит пейзаж». Хотя… В мусорно-свалочный пейзаж, несомненно, вносило диссонанс. Разрешение на перепрофилирование здания было отозвано. Купили коровник — выращивайте там коров. Чтобы не портить пейзаж (а он на сделанных тогда же фото).

И вот с 2006 года вплоть до наших дней церковь «Новая жизнь» буквально боролась за существование. Хозяйственный суд лишил церковь права собственности на здание, и в любой момент можно было ждать любых действий со стороны властей. В 2006 году уже подгоняли технику для сноса здания. В ответ верующие объявили пост-голодовку, многие круглосуточно находились в здании. Среди них были не только члены церкви. Запомнилось, например, участие в голодовке Владимира Мацкевича, одного из нынешних политзаключенных. 

Периодически напряжение спадало. Сохранялось статус-кво. Даже казалось, что власти могут пойти на попятную. Но периодически церкви напоминали о решении суда. Часто штрафовали за «незаконное богослужение». 

Вся же эта ситуация во многом была следствием нового религиозного закона «о свободе совести» принятого в 2002 году, который и ставил обязательным условием проведение богослужений только в зданиях, признанных «культовыми». 

Не удивительно, что «Новая жизнь» поддержала движение по пересмотру этого репрессивного по многим параметрам закона. В 2007 году был организован сбор подписей для организации соответствующей законодательной инициативы – формально есть такая возможность, нужно собрать не менее 50 тыс. подписей. Но власти, разумеется, ничего не признали и даже преследовали за сам факт сбора подписей. Кампания должна была стартовать с презентации, место для проведения которой предоставила «Новая жизнь» в том самом здании бывшего коровника. 

Участвовать в презентации пригласили и меня, как одного из критиков закона. Присутствие православного священника особенно не понравилось соответствующим органам. На следующий же день мне позвонил человек, который представился как Александр Калинов, начальник отдела по делам религий Аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей, и пожелал со мной лично встретиться. Во мне боролся принцип и любопытство. С одной стороны, чиновник не имел никакого права меня вызывать к себе в кабинет, а с другой – интересно же, что он мне может сказать. Любопытство победило, и я согласился на встречу, тем более , что приглашение прозвучало вежливо, с пониманием, что все зависит только от моего желания.

Не зря согласился – это дало представление о том, что творится в головах у этих людей. Начальник оказался не только вежливым, но и довольно искренним человеком. И даже как-то немного обиженным. Мол, что ж вы так, мы ведь для вас, православных, стараемся, прижимаем этих сектантов. В таком вот духе. Поинтересовался, чем мне не нравится закон «о свободе совести». Например, говорю, тем, что наш закон хуже даже российского, явно взятого за образец, где предусмотрена не только регистрация организаций как юридических лиц, но и образование религиозных групп без ограничений по минимальному числу участников, без обязательного наличия культового помещения, и с только лишь уведомительной регистрацией. Ответ чиновника меня поразил: «Вы что, какие группы? Вы знаете, что если им дать хоть малую возможность, они станут у ворот ваших храмов и перекупят всех ваших прихожан!» Вот такие представления у «специалиста по религии». В лучшем духе советских «наполовинумоченных» он простодушно уверен в своей чуть ли не решающей «пользе» для самих же верующих, неграмотных, неразумных, не способных на свободный выбор. Советских начальник лучше нас знает, что нам нужно, и все за нас решает. А мы не ценим, глупые.

Продолжение истории было через два дня, когда по наводке того же вежливого начальника меня срочно вызвали на церковный суд и быстренько запретили в служении.

Совпадение или нет, но когда меня через два года восстановили в служении, то направили в приход в Сухарево — буквально в двух шагах от «Новой жизни». И даже автобус «Новой жизни» подбирал своих добиравшихся из города прихожан возле нашего православного храма. Почему-то наших прихожан не перекупали. Только наоборот: блуждавшие в поисках «Новой жизни» заходили в наш храм. И сам я не раз после своей службы навещал служения этой церкви. И даже присутствовал на общественных слушаниях  по проекту переустройства всего микрорайона, где стояло это здание. На этом слушании, еще до событий 2020 г., стало ясно, что судьба здания церкви «Новая жизнь» уже предрешена. На его месте проектом предусмотрена средняя школа с бассейном. А вы что, против детей?


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава