Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Наталля Василевич на Поместном синоде Евангелическо-лютеранской церкви в Северной Германии: Белорусским христианам очень нужна солидарность

Наталля Василевич на Поместном синоде Евангелическо-лютеранской церкви в Северной Германии: Белорусским христианам очень нужна солидарность

Наталля Василевич на Поместном синоде Евангелическо-лютеранской церкви в Северной Германии: Белорусским христианам очень нужна солидарность
Аўтар
Наталля Васілевіч

НаталляВасілевіч

Тэолагіня, паліталагіня, юрыстка, мадэратарка «Хрысціянскай візіі».

Представитель группы «Христианское видение» Наталля Василевич была приглашена выступить на Поместном синоде Евангелическо-лютеранской церкви в Северной Германии. Она ответила на вопросы Ульрики Хилльманн, Председательницы Поместного синода, о мирных протестах за демократию, законность, справедливость и права человека в Беларуси.

Беларусь — это главная тема очередного заседания Поместного синода Северной Церкви, которая с начала мирных протестов очень внимательно следит за происходящим в Беларуси, активно участвовала в запуске проекта 100хsolidaritaet.de в поддержку белорусских политзаключенных, в частности одной из «крестных» стала епископиня региона Гамбурга и Любека Кирстен Ферс.

Также ко словами благодарности за поддержку белорусских политзаключенных к Поместному синоду обратилась Светлана Тихановская.

1. Насилие — это логика и внутренняя сущность режима, принудить, заставить, унизить, сломать — это его методы. Протест, который начался как выступление против фальсификаций, как требование справедливых выборов, столкнувшись с невообразимой волной насилия, пыток, избиения, почти сразу сдвинул повестку к требованиям прекращения насилия, стал протестом против насилия. Протест против репрессивной машины режима Лукашенко — это протест против самой сущности насилия, против его языка, его логики, поэтому он по определению не может быть другим, кроме как ненасильственным. Нельзя добиваться правды ложью, законности беззаконием, свободы порабощением. В этом даже нет никакой особой идеи или идеологии, это просто отвращение к насилию как таковому.

2. Я несколько лет преподавала конституционное право и права человека, а также около 15 лет занимаюсь защитой свободы религии в Беларуси. В белорусской конституции и законах употребляются понятия “права и свободы”, но во-первых, в целом в системе, которая сложилась в Беларуси, действует логика привилегий, когда источником прав становится воля правителя, который распределяет блага так, как считает нужным, может кому-то что-то разрешить, дать, защитить — и за это требует сохранения лояльности, иначе привилегия будет отобрана и защита снята. Во-вторых, закон имеет больше декоративное значение, при этом норма изменяется, интерпретируется или применяется таким образом, как это выгодно власти. В условиях такого правового дефолта, в условиях произвола право, законность, справедливый суд осознаются как важная ценность. Сам принцип права больше, нежели какое-то конкретное право.

3. В Беларуси действуют правозащитные организации, которые занимаются мониторингом нарушений прав человека, в первую очередь это такие организации как “Вясна”, “HumanConstanta”. Сейчас им помогает множество волонтеров, которые ходят на суды и передают информацию. Есть люди, которые разрабатывают систему мониторинга нарушений при помощи информационных технологий — таким образом действовала система независимого наблюдения “Голос” и “Зубр”. Наша команда группы “Христианское видение” взяла на себя труд по мониторингу нарушения права на свободу религии, а также преследования верующих, у нас есть чат-бот, куда могут писать пострадавшие от преследований, мы проводим мониторинг социальных сетей, средств массовой информации, присылают нам информацию и те, кто знает, что мы ее собираем. По некоторым кейсам мы принимаем специальные заявление и документируем их на своем сайте: belarus2020.churchby.info. Мы как раз подготовили перевод на английский язык.

4. В первую очередь, люди черпают надежду в друг друге, в своих соседях, коллегах, родных, в знаках солидарности и в помощи. Каждое письмо политическому заключенному имеет значение. Каждый белый носок с красной полоской имеет значение. Каждый видеоклип, снятый соседями или участниками хора. Названные Романами младенцы в честь убитого Романа Бондаренко. Каждая статья в зарубежных СМИ. Уверенность в том, что мы на стороне правды. Опыт тех воскресных маршей, куда собирались сотни тысяч человек, из которого мы видели, что нас большинство. Осознание того, что сейчас сотни политических заключенных находятся за решеткой, что репрессивная машина готова к новому насилию за малейшее проявление нелояльности, и поэтому просто нет другого выбора, кроме как продолжать идти по этому пути.

5. Белорусским христианам очень нужна солидарность. Во-первых, это слова поддержки, потому что часто наши местные церковные лидеры боятся говорить открыто и прямо о происходящем в стране, а эти слова сейчас необходимы — слова поддержки, слова утешения, ясные евангельские и пророческие слова, мотивирующие и подкрепляющие ум и совесть. Во-вторых, это помощь здесь на месте — студентам-богословам, отчисленным из вузов; преподавателям и ученым, уволенным с работы; священникам и верующим, вынужденным бежать от преследований — не только богословам и верующим, конечно, но церковные организации имеют больше возможностей для помощи верующим. Также помощь белорусским организациям в Германии, которые оказывают медицинскую, правовую, гуманитарную помощь беженцам. В-третьих, это политическое лоббирование программ поддержки — упрощение гуманитарных виз для беженцев, получение статуса беженца; а также санкций против белорусских властей, особенно что касается финансирующего режим бизнеса; причастных к насилию, фальсификациям и беззаконию. И последнее, просто помнить о нас, смотреть в нашу сторону, рассказывать о нас, быть с нами в контакте.

1.Der Protest, der als Auftreten gegen Falsifizierung und als Forderung nach den rechtmäßigen Wahlen anfing, ist gestoßen an eine unvorstellbare Welle der Gewalt, Folter, Prügel, so dass sich die Agenda beinahe sofort hin zum Protest gegen Gewalt verschoben hat. Der Protest gegen der Repressalienmaschine von Lukashenko ist der Protest gegen das Wesen der Gewalt, gegen seine Sprache, seine Logik und seine Methoden — zu erpressen, zu demütigen, zu brechen, zu nötigen.Deswegen kann dieser Protest nur gewaltfrei sein. Man kann nicht die Wahrheit durch die Lüge erreichen, die Rechtmäßigkeit durch die Gesetzlosigkeit, die Freiheit durch die Unterdrückung. Und das ist keine besondere Idee oder Ideologie, sondern nur die Abscheu der Gewalt an sich.

2. Ich habe selbst einige Jahre das Verfassungsrecht und Menschenrechte gelehrt und mich ca. 15 Jahre mit dem Verteidigen der Glaubensfreiheit in Belarus beschäftigt. In der belarussischen Verfassung und in den Gesetzen werden Begriffe „Rechte und Freiheit“ verwendet. Aber erstens, im System insgesamt, das sich in Belarus entwickelt hat, funktioniert die Logik des Privilegs, wenn der Wille des Machthabers zur Quelle des Rechts wird. Der Machthaber verteilt die Güter so, wie er das für richtig hält. Dabei kann er jemandem etwas erlauben, geben, kann jemanden schützen. Und dafür verlangt er Loyalität, andernfalls wird das Privileg weggenommen und der Schutz besteht nicht mehr. Zweitens hat das Gesetz eher eine dekorative Bedeutung, indem die Norm so verändert, interpretiert oder angewendet wird, wie es dem Regime passt. Unter den Bedingungen eines solchen rechtlichen Defaults und der Willkür werden Recht, Gesetzmäßigkeit, faires Gerichtsurteil als ein wichtiger Wert erkannt. Das Rechtsprinzip selbst ist dabei wichtiger, als ein bestimmtes Recht.

3. In Belarus wirken Rechtsschutzorganisationen, die das Monitoring der Menschenrechtsverletzungen führen. Das sind in der ersten Linie solche Organisationen wie „Vjasna“ [„Frühling“] und „Human Constanta“. Derzeit helfen ihnen viele Ehrenamtlichen, die an den Gerichtsprozessen teilnehmen und die Informationen weiterleiten. Es gibt Menschen, die ein Monitoringsystem mithilfe der IT entwickeln – so haben zum Beispiel das System des unabhängigen Beobachtens „Golos“ [„Stimme“] und „Zubr“ [„Bison“] funktioniert. Unser Team der Arbeitsgruppe „Christliche Vision“ führt das Monitoring der Fälle der Rechtsverletzung im Bereich der Glaubensfreiheit sowie der Verfolgung der Gläubigen. Wir haben ein Chat-Bot, in das Opfer der Verfolgung über ihre Fälle schreiben können. Wir führen Monitoring der sozialen Netzwerke, der Massenmedia und Presse. Auch werden an uns Informationen von den Menschen weitergeleitet, die wissen, dass wir diese Informationen sammeln. Zu einigen Fällen positionieren wir uns mit speziellen Stellungnahmen und veröffentlichen diese auf unserer Web-Seite: belarus2020.churchby.info.Es gibt auch eine englischsprachige Übersetzung.

4. Menschenschöpfen Hoffnung in der ersten Linievoneinander, von ihren NachbarInnen, KollegInnen, Verwandten, durch die Solidaritätszeichen und durch die Hilfe, die sie bekommen. Jeder Brief an den politischen Gefangenen ist bedeutend. Jede weiße Socke mit einem roten Streifen; jedes Video, aufgenommen von NachbarInnen oder von einem Chor ist bedeutend, so wie auch jedes Mal, wenn ein Baby den Namen Roman erhält — zur Erinnerung an den ermordeten Roman Bondarenko. Wichtig ist jeder Artikel in der ausländischen Presse; Zuversicht, dass wir auf der Seite der Wahrheit sind. Wichtig ist die Erfahrung der Sonntagsmärsche, bei denen Hunderte Tausend Menschen sich versammelten und wo wir gesehen haben, dass wir die Mehrheit sind. Wichtig ist aber auch dasRealisieren dessen, dass Hunderte der politischen Gefangenen jetzt hinter den Gittern sind und dass die Repressalienmaschine zur neuen Gewalt für die kleinste Äußerung der Untreuebereit ist. Und deswegen gibt es keine andere Wahl, als weiter diesen Weg zu gehen.

5. Belarussische ChristInnen brauchen Solidarität. Erstens können es Worte der Unterstützung sein, weil unsere Hierarchen oft Angst haben, offen und direkt darüber, was im Land passiert, zu sprechen. Aber diese Worte sind jetzt sehr nötig – Worte der Unterstützung, tröstende Worte, klare Worte des Evangeliums und prophetische Worte, die motivierend sind und die Geist undGewissen stärken. Zweitens ist wichtig die Hilfe hier vor Ort – den Theologiestudierenden, die ihren Studienplatz verloren haben; den DozentInnen und WissenschaftlerInnen, die gefeuert wurden; den Priestern und den Gläubigen, die wegen Verfolgungen flüchten mussten. Die Hilfe benötigen sicher nicht nur TheologInnen und Gläubige, aber kirchliche Organisationen haben mehr Möglichkeiten eben diesen Gruppen zu helfen. Wichtig ist auch die Hilfe den belarussischen Organisationen in Deutschland sowie die medizinische, rechtliche und humanitäre Hilfe den Flüchtlingen. Drittens sind das politische Lobbyder Unterstützungsprogramme wie die Vereinfachung des Erhalts der humanitären Visafür die Flüchtlinge, Bekommen des Flüchtlingsstatus; aber auch Sanktionen gegen den belarussischen Machthabern, insbesondere gegen das Business, das das Regime finanziert; auch Sanktionen gegen den Beteiligten an der Gewalt, an der Falsifikationen und Gesetzlosigkeit. Und schließlich ist es wichtig, sich einfach an uns zu erinnern, in unsere Richtung zu schauen, über uns zu erzählen und mit uns im Kontakt zu bleiben.


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава