Минские приходы: продолжается зачистка активных настоятелей?
С должности настоятеля прихода храма святой равноапостольной Ольги в Минске уволен протоиерей Владимир Долгополов. Теперь он — просто клирик этого прихода. Отставка произошла по той же схеме, что и в случае протоиерея Павла Сердюка.
Сейчас община святой Ольги собирается на службы во временном помещении на первом этаже жилого дома на Партизанском проспекте, 17. Новый настоятель, протоиерей Анатолий Иващук, обязан построить для прихода храм. Именно обязан — так и написано в указе митрополита Вениамина.
Проекты двух храмов — малого деревянного и большого каменного — у общины есть. Они отмечены наградами на архитектурных конкурсах и смотрятся очень современно, не теряя при этом связи с традицией. Теперь непонятно, будет ли этот замысел реализован — или всё решится в пользу чего-нибудь попроще и «каноничнее».
Иващук — выходец из Западной Украины. Он родился в селе Новый Кокорев Тернопольской области. Благодаря ему в свое время была снята проблема церковного долгостроя в поселке Привольный под Минском — храм оперативно достроили и расписали.
Также Иващук является доверенным лицом архиепископа Антония (Доронина), который был назначен на Гродненскую кафедру после отстранения архиепископа Артемия (Кищенко) и теперь занимается форматированием жизни епархии в угодном режиму ключе. Ранее, когда Антоний управлял Слуцкой епархией, Иващук был его личным секретарем.
Односельчанин и, очевидно, родственник Анатолия Иващука, протоиерей Виктор Иващук, служит в УПЦ. Уже более 10 лет он — секретарь Киевской епархии по городу Киеву.
К слову, новый настоятель прихода храма святителя Николая Японского протоиерей Пётр Демьянчук — тоже украинец. И alma mater у них с Иващуком общая — Ужгородская духовная академия, которая стала в церковных кругах легендой благодаря торговле дипломами.
Кейсы Сердюка и Долгополова показывают, что властям — будь то церковным или светским — становятся неугодны активные и открытые миру настоятели приходов, пытающиеся делать «стильно, модно, молодежно». Их места занимают консервативные маститые протоиереи, вполне соответствующие расхожим представлениям о «попах».