Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Мать Мария (Скобцова): «Богом данная свобода зовет нас к активности и борьбе»

Мать Мария (Скобцова): «Богом данная свобода зовет нас к активности и борьбе»

Placeholder

Большинство святых ХХ века, канонизированных в качестве мучеников, не были мучениками в традиционном смысле слова. Формально их лишили жизни не за религиозные убеждения. В СССР большевистская диктатура убивала христиан по политическим мотивам: в ходу были обвинения вроде «участия в контрреволюционной повстанческо-террористической организации». Мать Марию (Скобцову), память которой празднуется сегодня, убила диктатура нацистская — за то, что благотворительное общежитие в Париже, которое возглавляла эта монахиня, стало одним из штабов Сопротивления.

Имея за плечами опыт борьбы за политическую свободу (в марте 1917 года будущая святая, тогда еще мирянка Елизавета Кузьмина-Караваева, вступила в партию эсеров), мать Мария много размышляла о духовном измерении свободы. В одной из своих статей она писала:

«Свобода обязывает, свобода вызывает жертвенную отдачу себя, свобода определяет честность и суровость к себе, к своему пути. И мы, если мы хотим быть суровыми и честными, достойными данной нам свободы, то в первую очередь мы должны проверить наше собственное отношение к нашему духовному миру.

Мы не имеем права безоговорочно умиляться на всё прошлое, — многое из этого прошлого гораздо выше и чище нас, но многое греховно и преступно. К высокому мы должны стремиться, с греховным бороться.

Нельзя всё стилизовать под некий сладостный звон московских колоколов, — религия умирает от стилизации. Нельзя культивировать мертвый быт, — только подлинное духовное горение весомо в религиозной жизни. Нельзя замораживать живую душу правилами и уставами, — они были в свое время выражением других живых душ, а новые души требуют соответственного своего выражения. Нельзя воспринимать церковь как некое эстетическое совершенство и ограничивать себя эстетическим мленьем, — Богом данная свобода зовет нас к активности и борьбе».

Мать Мария приравнивала тоталитарные режимы своего времени к идолопоклонническим религиям, а стояние в Христовой свободе было для нее неотделимо от веры «в человека, в его богоподобие, в изначальную и ни с чем несравнимую ценность человеческой личности». Именно эта чуткость к защите человеческого достоинства привела ее сначала к участию в спасении евреев, а затем — в газовую камеру.

Мощей матери Марии не существует, ее тело было сожжено в лагерном крематории. Свою огненную кончину она предсказала еще в 1938 году в стихах:

…От хвороста тянет дымок,
Огонь показался у ног
И громче напев погребальный.
Но мгла не мертва, не пуста,
И в ней начертание креста —
Конец мой — конец огнепальный!

Сегодня также отмечается память Парижских мучеников — близких людей матери Марии, ее соратников по Сопротивлению, погибших в концлагерях. Это сын матери Марии Юрий Скобцов, Илья Фондаминский и священник Димитрий Клепинин.


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава