Форум 18. Беларусь: Законопроект о религии «играет в формальную видимость законности»
Organisation"Forum 18"
Норвежская организация, целью которой является содействие религиозной свободе.
15 июня 2023 г.
Феликс Корли, «Форум 18», и Ольга Глэйс, «Форум 18»
Режим опубликовал текст ограничительного проекта нового закона о религии, который предстоит обсудить несвободно избранному парламенту в сентябре, и который, как ложно утверждается, «не затрагивает» международные обязательства в области прав человека. Правозащитник и православный священник в эмиграции отец Александр Шрамко назвал его цель «как-то притушить любые очаги не только возможного сопротивления, но и любой неподконтрольной жизни», заявив, что законопроект «играет в формальную видимость законности».
2 июня режим обнародовал проект предлагаемого нового закона о религии, подготовленный уполномоченным по делам религий и национальностей Александром Румаком. На обсуждение было дано всего 10 дней, что минский центр правовой трансформации Lawtrend раскритиковал, учитывая «исключительное значение законопроекта для религиозной и общественной жизни». Предложенный новый закон рассмотрит несвободно избранный парламент в сентябре.
Режим покарал предыдущие общенациональные попытки гражданского общества улучшить действующий в настоящее время ограничительный закон о религии 2002 года. Беларусь не обращалась в Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ с просьбой провести юридическую экспертизу законопроекта 2023 года, «но мы были бы готовы сделать это, если бы нас попросили», – заявила «Форуму 18» представитель БДИПЧ Катя Андруш (см. ниже).
Обосновывая необходимость нового закона, уполномоченный по делам религий и национальностей Румак утверждал, что режим принял во внимание ряд других беларусских законов, а также законы о религии России, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Азербайджана. Все эти законы о религии подвергались резкой критике со стороны правозащитников за несоблюдение юридически обязывающих международных обязательств в области прав человека. Режим также ложно утверждал, что законопроект «не затрагивает» международные обязательства в области прав человека (см. ниже).
Человек, поднявший трубку уполномоченного Румака и отказавшийся назвать свое имя, также отказался объяснить «Форуму 18», почему Румак сделал заведомо ложное заявление, и отказался обсуждать содержание законопроекта (см. ниже).
Многие люди, обеспокоенные влиянием предложенного нового закона о религии на свободу религии или убеждений, не хотели публично критиковать новый закон, «поскольку можно столкнуться с уголовной ответственностью», – сказал «Форуму 18» человек, который пожелал остаться анонимным, опасаясь репрессий со стороны государства (см. ниже).
Правозащитник и православный священник в эмиграции отец Александр Шрамко заявил, что режим «принимает новые законы, корректирует старые – все, чтобы как-то притушить любые очаги не только возможного сопротивления, но и любой неподконтрольной жизни», – написал он на сайте «Христианской визии». «Несколько абсурдно все это выглядит со стороны власти, которой «не до законов». Но ведь и зверям хочется быть похожими на людей, играя в формальную видимость законности» (см. ниже).
Предлагаемый новый закон (см. ниже), среди прочего:
— продолжит требовать от всех религиозных организаций получения госрегистрации, прежде чем им будет разрешено действовать;
— запретит «деятельность незарегистрированных религиозных организаций»;
— введет обязательную перерегистрацию в течение года для всех зарегистрированных религиозных организаций, параллельно с уже существующими требованиями к политическим партиям и другим общественным объединениям;
— введет еще более жесткие ограничения и условия регистрации;
— будет широко и произвольно использовать неопределенные термины «экстремизм», «терроризм» и «идеология беларусского государства» для оправдания ограничения свободы религии или убеждений и связанных с ними основных свобод;
— даст режиму новые полномочия по инспектированию и мониторингу религиозных организаций;
— предоставит режиму больше «легальных» возможностей для насильственной ликвидации религиозных организаций;
— усилит цензуру и ограничения на религиозную литературу и предметы, в том числе запретит образовательным учреждениям включать религиозную литературу в свои библиотеки;
— введет новые ограничения на религиозное образование религиозными организациями, а также усилит надзор режима за этим;
— попытается оградить религиозные организаций от участия в жизни общества в целом;
— введет новые ограничения на религиозную благотворительную деятельность (см. ниже).
Опубликован проект нового Закона о религии
2 июня режим опубликовал на правовом форуме проект предлагаемого нового закона о религии, подготовленный уполномоченным по делам религий и национальностей Александром Румаком. Законопроект был открыт для общественного обсуждения с 5 по 15 июня.
Минский Центр правовой трансформации Lawtrend раскритиковал сжатые сроки для публичного обсуждения, несмотря на «исключительную значимость законопроекта для религиозной и общественной жизни».
К 15 июня несколько человек представили письменные комментарии к предлагаемому новому закону на правовом форуме. Некоторые комментарии ставили под сомнение ряд формулировок проекта, не ставя под сомнение основополагающие принципы нового закона. Другие выступили с конкретной критикой ряда положений.
30 мая, перед публикацией для общественного обсуждения проекта предлагаемого закона, уполномоченный Румак вызвал лидеров зарегистрированных религиозных организаций для презентации текста. Среди присутствующих были православные, католические и протестантские лидеры.
Попытки гражданского общества улучшить закон о религии 2002 года наказаны
Новый закон призван заменить и ужесточить и так ограничительный Закон о религии 2002 года.
В мае 2007 года католики, православные и протестанты подали общенациональную петицию об изменении закона о религии 2002 года из-за его неконституционности. Его организаторы заявили, что закон «нарушает права всех людей, даже атеистов». Стороннику петиции православному священнику отцу Александру Шрамко в мае 2007 года поддерживающая режим Беларусская православная церковь запретила священнослужительную деятельность.
Петицию подписали более 50 тысяч человек, и в марте-апреле 2008 года она была направлена в Конституционный суд, парламент, Администрацию президента, Верховный суд и Высший хозяйственный суд. Режим отклонил петицию, и в апреле 2008 года трое организаторов были оштрафованы почти на двойную среднемесячную зарплату.
Центр правовой трансформации Lawtrend и правозащитная группа «За свободу вероисповедания» разработали альтернативный закон о религии, соответствующий международному праву, но в октябре 2009 года Мингорисполком заблокировал попытки провести открытое обсуждение этого вопроса, запретив аренду конференц-залов.
Режим распорядился о скорейшем принятии проекта закона о религии, юридическая проверка не требуется
В Указе от 30 декабря 2022 года, подписанном Александром Лукашенко, указано, что Совет министров должен подготовить проект поправок к закону о религии к июню 2023 года, чтобы он был представлен в Палату представителей в сентябре.
Наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не признали ни одни выборы в Беларуси свободными и справедливыми, а режим жестоко подавил общенациональные протесты против фальсификации выборов.
Беларусь не обращалась за правовой экспертизой законопроекта в Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). «До сих пор БДИПЧ не получало запроса от беларусских властей на рассмотрение законопроекта, но мы были бы готовы сделать это, если бы нас попросили», – заявила пресс-секретарь БДИПЧ Катя Андруш в интервью «Форуму 18» 12 июня.
В марте 2022 года Совет Европы приостановил все отношения с Беларусью. В том числе участие в Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), которая по запросу предоставляет юридические заключения по проектам законов.
Обоснование новых ограничений
В своем обосновании якобы нужности нового закона, опубликованном 2 июня вместе с проектом, уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак заявил о необходимости приведения его в соответствие с Конституцией, а также о «закрепление на законодательном уровне новых современных подходов во взаимоотношениях государства с религиозными организациями». Он не объясняет, что это за подходы.
Румак подчеркивает, что видит необходимость «корректировки» преамбулы для признания «особой роли» провластной Беларусской православной церкви (Московского Патриархата) в «историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций беларусского народа, неотделимости от общей истории народа Беларуси других христианских, иудейских и исламских религиозных организаций».
Однако преамбула законопроекта, обнародованного 2 июня, мало чем отличается от преамбулы закона 2002 года. Основное изменение заключается в том, что Лютеранская церковь больше не будет упоминаться конкретно, а будет заменена общей категорией «другие направления христианства».
Уполномоченный Румак отмечает, что при подготовке нового закона режим учитывал ряд других беларусских законов, а также законы о религии России, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Азербайджана. Все эти законы о религии подверглись резкой критике со стороны правозащитников за несоблюдение юридически обязывающих международных обязательств в области прав человека.
Румак заявил в обосновании нового закона, что режим хочет, среди прочего: не допустить, чтобы чиновники использовали свое служебное положение для влияния на людей в отношении их религиозных взглядов; запретить религиозным общинам использовать любую символику, кроме религиозной; запретить использование текстов и изображений, возбуждающих религиозную рознь и ненависть; запретить «деятельность религиозных организаций, направленную против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия».
Режим утверждает, что законопроект «не затрагивает» международные обязательства в области прав человека
В ноябре 2018 года Комитет Организации Объединенных Наций (ООН) по правам человека заявил в своих Заключительных замечаниях по Беларуси (CCPR/C/BLR/CO/5): «Государство-участник должно гарантировать эффективное осуществление свободы религии в соответствии с законом и в практике, в том числе путем отмены требования об обязательной государственной регистрации религиозных организаций, и должно воздерживаться от любых действий, которые могут ограничить эту свободу сверх узко толкуемых ограничений, допускаемых статьей 18 [«Свобода мысли, совести и религии»] Пакта [Международного пакта о гражданских и политических правах – МПГПП]». Допустимые ограничения изложены в Замечании общего порядка 22 Комитета по правам человека к статье 18 МПГПП.
Однако там, где в обосновании уполномоченного Румака говорится о «соответствии законопроекта международным договорам и иным международно-правовым актам», ложно утверждается, что «предмет правового регулирования проекта Закона не затрагивает международные договоры Республики Беларусь и иные международно- 7 правые акты, в частности, Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и т.д.».
Человек, поднявший трубку уполномоченного Румака и отказавшийся назвать свое имя, также отказался объяснить, почему Румак сделал заведомо ложное заявление, и отказался обсуждать содержание законопроекта. «Мы не комментируем законопроект», – сказал он «Форуму 18» 13 июня 2023 года, а затем положил трубку.
«Играя в формальную видимость законности»
Многие люди, обеспокоенные влиянием предлагаемого нового закона о религии на свободу религии или убеждений, не хотели публично критиковать новый закон. «Мы не высказываемся публично с критикой, – сказал «Форуму» 18 один человек после публикации текста законопроекта, – поскольку можно столкнуться с уголовной ответственностью».
Правозащитник и православный священник отец Александр Шрамко, который сейчас живет в Литве, считает предложенный новый закон частью продолжающегося репрессивного режима против общества. «Принимает новые законы, корректирует старые – все, чтобы как-то притушить любые очаги не только возможного сопротивления, но и любой неподконтрольной жизни, – написал он 13 июня на сайте «Христианской визии». – Несколько абсурдно все это выглядит со стороны власти, которой «не до законов». Но ведь и зверям хочется быть похожими на людей, играя в формальную видимость законности».
Отец Шрамко говорит, что для религиозной политики режима «характерно настороженное отношение к религии, стремление держать ее в максимальной изоляции от общества».
Отец Шрамко утверждает, что новые положения предлагаемого нового закона «в основном имеют цель усилить строгость этих положений и поставить деятельность религиозных организаций под максимальный контроль государства, вплоть до требований соответствия идеологии и политики режима».
Большинство членов религиозных общин, с которыми беседовал Форум 18, с осторожностью комментировали предложенный новый закон, заявляя, что последствия станут ясны только после его реализации. «Слишком рано говорить о том, к каким результатам это приведет, – сказал «Форуму 18» 8 июня пастор пятидесятнической церкви, пожелавший остаться неизвестным из-за страха репрессий со стороны государства. – Это зависит от правоприменительной практики».
Некоторые правозащитники, занимавшиеся вопросами свободы религии или убеждений, отвергли важность предлагаемого нового закона. Один из них указал, что, учитывая общее подавление режимом осуществления всех прав человека, более строгий новый закон «не так важен». «Ситуация в любом случае настолько плоха, что это кардинально ее не изменит», – сказал этот человек «Форуму 18».
Конференция католических епископов опубликовала свои комментарии к предложенному новому закону на своем сайте поздно вечером 12 июня. Отмечено, что предлагаемые изменения в закон о религии «устанавливают новые, принципиально изменяющие существующие, подходы» к государственному регулированию в сфере права на свободу совести и вероисповедания.
«Религиозные организации Католической Церкви в Беларуси могут столкнуться с определенными трудностями при выполнении некоторых новел предлагаемого законопроекта, – добавили в епископате, – что могло бы осложнить динамику государственно-конфессиональных отношений в нашем государстве».
Беларусская православная церковь входит в число многих религиозных общин, которые, похоже, не делали публичных комментариев. «Принимая во внимание особую важность обсуждаемого законопроекта, – отмечалось на ее сайте 13 июня, – многие священнослужители и миряне направили в адрес Беларусской Православной Церкви свои обоснованные замечания и предложения к его тексту». Там добавили, что все эти замечания «будут учтены» и направлены уполномоченному.
Ряд религиозных общин заялвяет, что они все еще изучают предложенный новый закон. Баптистский союз рассматривает его и представит любые «замечания или предложения» непосредственно уполномоченному Румаку, сообщил «Форуму 18» 9 июня его зампредседателя Александр Брановицкий.
Точно так же член Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (известной как мормоны) сообщил «Форуму 18», что юристы общины все еще изучают проект нового закона.
Некоторые религиозные лидеры заявили «Форуму 18», что предлагаемый новый закон может мало измениться по сравнению с действующим. «Мы не знаем, какая редакция закона будет принята и как он будет работать, – заявил 8 июня «Форуму 18» глава лютеранской общины Гродно Игорь Григус. – Может быть, автономным религиозным общинам даже будет проще приглашать иностранцев».
Пятидесятнический пастор заявил, что «хотя новый закон ориентирован на ограничительные меры, он объединяет существующую практику, а некоторые формулировки даже лучше, чем в предыдущем законе».
Обязательное разрешение властей на осуществление свободы религии или убеждений остается
Предлагаемый новый закон по-прежнему будет требовать, чтобы все религиозные общины получали госрегистрацию, прежде чем им разрешат действовать. Статья 16 конкретно запрещает «деятельность незарегистрированных религиозных организаций». В действующем Законе говорится, что единственными религиозными организациями, которые могут «беспрепятственно» осуществлять свою свободу религии и убеждений, являются зарегистрированные государством религиозные организаций в утвержденных государством местах отправления культа или других местах.
Любая деятельность незарегистрированных или ликвидированных религиозных общин может повлечь за собой уголовное преследование по статье 193-1 Уголовного кодекса. Она наказывает «организацию или участие в деятельности незарегистрированной политической партии, фонда, гражданской или религиозной организации» штрафом или лишением свободы на срок до двух лет. Статью 193-1 исключили из УК в июле 2019 года, но восстановили почти без изменений в январе 2022-го.
Запрет и наказание за осуществление свободы религии или убеждений без разрешения властей противоречит международному праву, как указано в Руководящих принципах Венецианской комиссии ОБСЕ / Совета Европы в отношении правосубъектности религиозных организаций. В нем отмечается, что: «Разрешение государства не может быть условием осуществления свободы религии или убеждений. Свобода религии или убеждений, независимо от того, проявляется ли она отдельно или совместно с другими, публично или в частном порядке, не может подлежать предварительной регистрации или других подобных процедур, поскольку она принадлежит людям и сообществам как правообладателям и не зависит от официального разрешения».
Член Международного союза церквей ЕХБ, которые не обращаются за разрешением государства на осуществление свободы религии или убеждений, 12 июня заявил «Форуму 18», что их общины «продолжат делать то, что мы делаем», независимо от того, какой новый закон будет принят.
2 июня судья оштрафовал баптиста МСЦ ЕХБ Владимира Бурштына, которому за 70, на сумму, превышающую среднюю месячную пенсию, за встречу на улице в Дрогичине с другими баптистами с целью делиться своей верой.
Обязательная перерегистрация
Статья 3 заключительных положений предлагаемого нового закона требует от всех зарегистрированных религиозных организаций привести свои уставы в соответствие с положениями нового закона и подать заявку на перерегистрацию в течение года. Представляется, что если религиозные организации не пройдут обязательную перерегистрацию, вся их деятельность станет незаконной.
Принудительная перерегистрация, связанная с отказом в существующем правовом статусе организации, является незаконной в соответствии с международным правом. Как отмечается в Руководящих принципах Венецианской комиссии ОБСЕ/Совета Европы в отношении правосубъектности религиозных или конфессиональных сообществ: «В случаях, когда вводятся новые положения в систему, регулирующую доступ к правосубъектности религиозных или конфессиональных сообществ, адекватные переходные правила должны гарантировать права в тех случаях, когда законы имеют обратную силу… (например, требуют повторного обращения за статусом юридического лица в соответствии с вновь введенными критериями), государство обязано продемонстрировать, что такие ограничения соответствуют критериям, изложенным в части I настоящих Методических рекомендаций» (Часть 1 описывает допустимые ограничения свободы религии или убеждений, которые не включают произвольные требования перерегистрации организаций).
Религиозные организации являются второй группой организаций (после политических партий, которые должны были подать заявку на перерегистрацию до июня 2023 года), которым необходимо пройти «тотальную перерегистрацию», отмечает Центр правовой трансформации Lawtrend. Политические партии также должны были подать заявку на перерегистрацию в течение года.
После принятия в 2002 году закона о религии религиозным организациям было дано два года до ноября 2004-го для прохождения обязательной перерегистрации. В то время режим препятствовал попыткам многих религиозных организаций получить госрегистрацию.
По состоянию на 1 января 2023 года, по данным аппарата уполномоченного, госрегистрацию имели 3590 религиозных организаций: 3417 индивидуальных общин и 173 более крупных организации.
Почти все религиозные лидеры, с которыми разговаривал «Форум 18», указывали на то, что многие религиозные организации столкнутся с проблемами при перерегистрации. Православный священник в эмиграции отец Александр Шрамко опасается, что когда религиозные организации будут обращаться за перерегистрацией, «те из них, кто неугоден властям, ее могут не пройти».
«У нашей общины в Минске, которая находится в процессе регистрации, могут быть проблемы, так как она немногочисленна и трудно найти больше членов», – сказал «Форуму 18» глава лютеранской общины в Гродно Игорь Григус.
Руководитель Духовного управления мусульман Беларуси Али Воронович прокомментировал, что во многих местах невозможно найти необходимое количество членов для регистрации общины. «Многие общины в селах и малых городах перестанут существовать, и это касается не только мусульманских общин», – сказал он «Форуму 18» 8 июня.
Член Церкви Иисуса Христа Святых последних дней также выразил обеспокоенность положениями о регистрации: «Это может быть проблемой не только для нас».
Еще более жесткие ограничения на регистрацию
Статья 13 предлагаемого нового закона по-прежнему требует, чтобы лидеры зарегистрированных религиозных организаций были гражданами Беларуси, но добавляет, что они также должны быть постоянными жителями Беларуси.
Лицам, состоящим в «Перечне организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности» или «Перечне граждан Беларуси, иностранных граждан или лиц без гражданства, причастных к экстремистской деятельности», будет запрещено быть руководителями или учредителями зарегистрированных религиозных организаций.
Режим ведет несколько подобных списков, нацеленных на кого угодно: любую организацию, любой документ, любое сообщение или любой сайт, который не нравится режиму, например, «Республиканский список экстремистских материалов» (см. ниже).
Статья 16 требует, чтобы зарегистрированные религиозные организации уведомляли регистрирующий орган о назначении нового лидера в течение 10 дней. В зависимости от типа религиозной организации (например, республиканские религиозные организации, монастыри и т.п.) регистрирующим органом является либо уполномоченный, либо местные власти.
Религиозные общины (самый низкий уровень зарегистрированной религиозной организации) должны будут предоставить с заявлением о регистрации не только свой устав, но и свидетельство, подтверждающее место осуществления их деятельности (что может быть затруднено в небольших городах и селах). Им также необходимо будет представить список из 20 или более членов-учредителей с указанием для каждого даты рождения, гражданства, адреса, места работы или учебы, номера телефона и подписи.
Многие люди не хотят предоставлять такую информацию режиму, который совершает серьезные нарушения прав человека в отношении людей, которыми он управляет.
Как отмечается в Руководящих принципах Венецианской комиссии ОБСЕ/Совета Европы о правосубъектности религиозных или конфессиональных сообществ: «Любая процедура, предоставляющая религиозным или конфессиональным общинам доступ к статусу правосубъектности, не должна устанавливать обременительных требований. Примеры обременительных требований, которые не являются обоснованными в соответствии с международным правом, включают, но не ограничиваются следующим: заявление о регистрации должно быть подписано всеми членами религиозной организации и содержать их полные имена, даты рождения и места жительства».
Предлагаемый новый закон не распространяется на религиозные общины, в состав которых входит менее 20 совершеннолетних граждан, необходимых для подачи заявления о регистрации.
Религиозные организации должны предоставить в своем заявлении обширную информацию при регистрации, если они были «ранее неизвестны в Беларуси». Она должна включать происхождение и «практику поклонения» их веры, а также их отношение к семье и браку, здоровью их последователей и «выполнению государственных обязанностей». Заявки от таких общин будут направляться в аппарат уполномоченного для проведения религиоведческой «экспертизы», которая может длиться до полугода.
В Замечании общего порядка № 22 Комитета ООН по правам человека к статье 18 («Свобода мысли, совести и религии») МПГПП говорится, что Комитет «с обеспокоенностью рассматривает любую тенденцию к дискриминации в отношении какой-либо религии или убеждений по любым причинам, включая тот факт, что они вновь созданы».
В Руководящих принципах Венецианской комиссии ОБСЕ/Совета Европы о правосубъектности религиозных или конфессиональных сообществ отмечается: «Государство должно уважать автономию религиозных или конфессиональных сообществ при выполнении своего обязательства по предоставлению им доступа к правосубъектности… государства должны соблюдать свои обязательства, гарантируя, что национальное законодательство оставляет на усмотрение самой религиозной общины право решать… существенное содержание своих убеждений… В частности, государство должно воздерживаться от существенного, а не формального пересмотра устава и характера религиозной организации».
Организации более высокого уровня делятся на республиканские и местные религиозные организации, каждая из которых требует регистрации уполномоченным.
Статья 15 требует, чтобы республиканские религиозные организации имели не менее 15 членских общин во всех семи регионах страны (против 10 в действующем Законе), по крайней мере, одна из которых имела госрегистрацию не менее 30 лет. В своем обосновании уполномоченный Румак заявляет, что целью нового закона является изменение процедуры регистрации, «ограничив при этом возможности создания республиканского религиозного объединения». Он не пояснил, почему государство стремится ограничить количество организаций, имеющих право подать заявку на получение статуса республиканской религиозной организации.
Это схоже с законом о политических партиях и других общественных объединениях 2023 года, который значительно затрудняет создание таких групп, особенно в национальном масштабе.
Местные религиозные организации должны иметь не менее 10 религиозных общин в одном или нескольких соседних регионах.
Только республиканские или местные организации будут иметь право основывать монастыри, миссии и религиозные учебные заведения, которые сами будут нуждаться в госрегистрации.
«Экстремизм»
Фионнуала Ни Аолейн, Спецдокладчик ООН по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом, отметила в своем отчете за январь 2020 г. (A/HRC/43/46/Add.1) после посещения Казахстана: «Контр-террористические и экстремистские режимы предоставляют властям чрезмерную свободу действий для преследования и принуждения замолчать тех, кто мирно ставит под сомнение установленный порядок, включая представителей гражданского общества, правозащитников, профсоюзных деятелей, журналистов, блоггеров и членов маргинализированных сообществ или сообществ, законно исповедующих свои религиозные убеждения. Подавляющее внимание к экстремизму не имеет оправдания в соответствии с международным правом».
В общем отчете Ни Аолейн за февраль 2020 года о влиянии на права человека политики и практик, направленных на предотвращение насильственного экстремизма и противодействие ему, (A/HRC43/46) этот тезис повторяется, в нем говорится, что все «государства, которые регулируют «экстремизм» в своих законах, политике, программах или практиках должны отменять те положения, которые не имеют силы в международном праве, а внутреннее право должно соответствовать принципам законности, необходимости и соразмерности».
В предлагаемом новом законе широко используется термин «экстремистский», который широко используется в других законах, как отметила запрещенная беларусская правозащитная группа Human Constanta 5 июня, наряду с международными правозащитными группами Access Now, Article 19 и Всемирной организацией против пыток (OMCT).
«Своду беларусских законов о «борьбе с экстремизмом» не хватает точности, и они предоставляют властям неограниченную свободу действий для ограничения свободы выражения мнений и других прав человека», – отметили правозащитные группы в обращении к спецдокладчику ООН по ситуации с правами человека в Беларуси Анаис Марин.
Режим называет «экстремистским» чрезвычайно широкий спектр деятельности. Human Constanta регулярно документирует такие случаи, в последнем обзоре за январь-март 2023 года администратор группы в соцсетях был приговорен к трем годам тюремного заключения за распространение образовательной информации о беларусском языке.
Также в число религиозных единиц, запрещенных местными судами как «экстремистские» в конце 2022 года и добавленных в «Республиканский список экстремистских материалов» Министерства информации, входят греко-католический новостной сайт и интервью на YouTube с католическим священником, который бежал в соседнюю Польшу в 2021 году, чтобы избежать судебного преследования.
Замминистра информации Игорь Бузовский, который также является заместителем председателя «Республиканской экспертной комиссии по оценке символики, атрибутики и информационной продукции на наличие (или отсутствие) в них признаков экстремизма», заявлял «Форуму 18» в январе 2023 года, что «это делается исключительно на основании закона».
Однако Бузовский отказался обсуждать запрет греко-католического сайта «Царква» или других религиозных изданий: «Вы говорите об одном сайте – я бы не хотел говорить по памяти. Вам нужно подать заявление официально». Он отказался обсуждать что-либо еще о том, почему запрещены религиозные публикации, и положил трубку.
Новые полномочия режима по проверке и мониторингу религиозных организаций
В настоящее время осуществляется надзор КГБ за верующими, а также мониторинг и ограничение деятельности религиозных организаций со стороны уполномоченного по делам религий и национальностей и других государственных органов.
Статья 40 предлагаемого нового закона предусматривает продолжение прямого государственного надзора за соблюдением закона зарегистрированными религиозными организациями. Его по-прежнему будут осуществлять аппарат уполномоченного и местные власти.
Предлагаемый новый закон потребует от местных администраций создания комиссий для проверки соблюдения закона религиозными организациями. Уполномоченный подготовит типовой устав для таких комиссий.
Предлагаемый новый закон предоставит регистрирующим органам (уполномоченному или местным властям) широкие права по проверке религиозных организаций. В частности, право требовать любые документы, которые они желают видеть, включая документы, «подтверждающие численность ее учредителей»; и «направлять своих представителей для присутствия на проводимых религиозной организацией мероприятиях, религиозных обрядах, в воскресных религиозных школах».
Регистрирующие органы могут привлечь «меры ответственности в соответствии с законом» по результатам своих проверок.
Статья 27 запрещает миссионерскую деятельность и материалы, противоречащие «закону и идеологии беларусского государства». «Идеология беларусского государства» не поясняется.
В своем обосновании уполномченный Румак говорит, что новый закон «усилит права регистрирующих органов проверять деятельность религиозных организаций в соответствии с их уставами» для определения того, соответствует ли она закону о религиях. Румак отмечает, что новый закон расширит ответственность религиозных организаций за нарушения закона, в том числе «при осуществлении экстремистской деятельности и попытках возрождения нацизма, незаконной миссионерской деятельности и т.д.».
Больше «законных» возможностей для властей насильно закрывать религиозные организации
Неустранение «нарушения» в течение шести месяцев или повторное «нарушение» в течение года будет по-прежнему позволять чиновникам обращаться в суд для ликвидации (фактически запрета) религиозной организации. Еще до любого судебного заседания о ликвидации чиновники смогут приостановить деятельность религиозной организации, что сделает все ее действия незаконными. Такая приостановка не может быть оспорена в судебном порядке.
В своем обосновании Румак подчеркивает расширение возможностей государства ликвидировать зарегистрированные религиозные общины и тем самым объявить любую их деятельность незаконной. По его словам, в новом проекте учтены случаи таких ликвидаций:
— «при несоответствии деятельности религиозных организаций основным направлениям внутренней и внешней политики, концепции национальной безопасности,
— неоднократного непредставления (два и более раза) религиозной организацией в установленный срок сведений об изменении данных, необходимых для внесения изменений в Государственный реестр религиозных организаций,
— не устранения в течение шести месяцев нарушений, послуживших основанием для вынесения письменного предупреждения,
— либо совершения таких нарушений повторно в течение года после вынесения указанного предупреждения и т.д.»
В статье 43 уточняется, что нарушения Закона о религии по-прежнему влекут за собой наказание. Он определяет гораздо более широкий круг действий, за которые предусмотрено наказание, чем в действующем законе. К ним относятся «осуществление экстремистской деятельности и деятельности, направленной на реабилитацию нацизма», а также «осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований, установленных настоящим законом».
В обосновании предлагаемого нового закона уполномоченный Румак говорит, что в случае принятия нового закона о религии необходимо будет изменить различные другие законы. Однако он не называет среди этих законов ни Уголовный кодекс, ни КоАП.
Продолжающиеся ограничения на религиозную литературу
Статья 23 предлагаемого нового закона дает уполномоченному право назначать религиоведческую «экспертизу» любой религиозной литературы или предметов «в целях недопущения распространения религиозной литературы и иных материалов, содержащих информацию, разжигающую национальную, религиозную, расовую вражду и иные экстремистские проявления».
Это в значительной степени продолжит существующую обязательную предварительную государственную цензуру и ограничения на распространение большей части религиозной литературы и предметов, которые действуют параллельно с угрозой запрета текстов или сайтов как предположительно «экстремистских».
Новое положение заключается в том, что учебным заведениям будет запрещено включать религиозную литературу в свои библиотеки. В соответствии с действующим законом о религии образовательные учреждения могут размещать религиозные книги в своих библиотеках, если они прошли цензуру со стороны уполномоченного.
«Возникает вопрос – будут ли происходить изъятия Библий, Коранов и прочих священных книг из университетских библиотек?» – отмечает Конференция католических епископов в своих комментариях к предлагаемому новому закону.
Статья 28 разрешает только зарегистрированным религиозным организациям производить, ввозить, вывозить или распространять «религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы, а также другие предметы религиозного назначения».
Религиозная литература, аудио- и видеоматериалы не должны «противоречить идеологии беларусского государства и содержать пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды и иной экстремистской деятельности». «Идеология беларусского государства» не поясняется.
В настоящее время религиозные общины должны представлять всю ввозимую религиозную литературу или материалы «для ведения миссионерской и иной некультовой деятельности» уполномоченному для принятия решения о назначении религиоведческой «экспертизы». Вся такая литература или материалы по-прежнему должны будут содержать полное название зарегистрированной религиозной организации и ее религиозную принадлежность.
Только религиозным организациям по-прежнему будет разрешено распространять печатные, аудио- и видеоматериалы о религии и по-прежнему только в своих помещениях или, если они получат разрешение от местных администраций, в других помещениях.
Конференция католических епископов отметила, что эти ограничения на распространение ставят «религиозную литературу в дискриминационное положение в сравнении с иной литературой, которая может распространяться через специализированные книжные магазины».
Коммерческим организациям по-прежнему будет запрещено издавать религиозную литературу или производить предметы религиозного культа.
Религиозное образование под контролем режима
Статья 10 предлагаемого нового Закона налагает новые ограничения на религиозное образование детей и взрослых. Зарегистрированные религиозные организации смогут предоставлять такое образование только в том случае, если это предусмотрено их уставами, и только в помещениях, которыми они владеют или арендуют, кроме случаев, когда эти арендуемые помещения принадлежат учебным заведениям, организациям и предпринимателям, предоставляющим образование.
«Это может поставить в затруднительное положение как сельские приходы, так и молодые городские общины, ведущие строительство собственных зданий в новых городских районах», – гласит комментарий от 15 июня под законопроектом на правовом портале, подписанный как «Гродненская епархия БПЦ».
Религиозное просвещение взрослых, молодежи и детей, а также связанные с ним материалы не должны «противоречить идеологии общепризнанных традиционных ценностей беларусского государства и оправдывать пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды».
Дети смогут принимать участие в этих занятиях только с подписанным заявлением от родителей или опекунов.
Религиозные организации должны будут ежегодно до 31 октября отчитываться перед местными властями по месту их регистрации о «религиозном просвещении детей, посещающих воскресные религиозные школы» по форме, устанавливаемой Министерством образования и уполномоченным.
В своем обосновании уполномоченный Румак также разъясняет новые требования к религиозным организациям ежегодно отчитываться перед государством о религиозных занятиях для детей. «Это позволит эффективнее контролировать деятельность воскресных религиозных школ религиозных организаций и в тоже время располагать сведениями о их фактической работе», – написал он.
Статья 41 предлагаемого нового закона расширит основания для официальных письменных предупреждений религиозным организациям, чтобы предупредить тех, кто не предоставляет отчеты о религиозных занятиях для детей.
Положения предлагаемого нового Закона, касающиеся религиозного образования, свидетельствуют про «всю настороженность режима по отношению к любому неподконтрольному влиянию на умы, особенно молодежи», отметил православный священник в эмиграции отец Шрамко.
Конференция католических епископов выразила обеспокоенность тем, что заявления родителей или опекунов детей о посещении религиозных занятий, проводимых религиозными организациями, могут быть предметом проверки со стороны чиновников. «В перспективе, на религиозные общины может быть возложена обязанность предоставления контролирующим органам поименного списка обучаемых детей с приложением письменных заявлений их родителей», – отмечают в епископате. Это заставит родителей и детей раскрывать свою религиозную принадлежность, добавили там, что является незаконным в соответствии с международным законодательством о правах человека.
Как говорится в Замечании общего порядка 22 Комитета ООН по правам человека к статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах («Свобода мысли, совести и религии»): «Никто не может быть принужден к раскрытию своих мыслей или приверженности к религии или убеждениям».
Чиновники получат право посещать и наблюдать за уроками религиозного просвещения для детей. Конференция католических епископов называет это право «избыточным и неконструктивным», особенно если оно осуществляется без предварительного согласия и без одобрения религиозных лидеров.
Отец Юрий Санько, пресс-секретарь Конференции католических епископов, сообщил «Форуму 18» 13 июня, что чиновники – в основном из местных исполкомов – уже требовали сообщать, сколько детей учится в классах религиозного образования, но до сих пор не требовали имена этих детей или их родителей.
Проверки режимом католических приходов проходили с марта 2021 года, иногда с последующими преследованиями священников. Прокуроры, а также чиновники местных отделов идеологии по требованию прокуроров требовали от священников отчеты, катехизические планы и другую внутреннюю информацию о приходской жизни.
Религиозное просвещение детей и взрослых должно будет вестись на государственных языках (беларусском или русском). Конференция католических епископов отмечает, что, поскольку Беларусь является полиэтническим государством, это положение лишит этнические меньшинства права преподавать свою веру на родном языке.
Отделение религиозных общин от участия в жизни общества
Ни в предлагаемом новом законе, ни в обосновании уполномоченного Александра Румака конкретно не упоминаются попытки помешать зарегистрированным религиозным организациям участвовать в жизни общества в целом. Тем не менее, несколько предложенных положений, по-видимому, призваны обеспечить это, возможно, из-за многочисленных протестов против фальсификации выборов и поддержки режимом нового вторжения России в Украину в 2022 году. Многие из этих положений сформулированы расплывчато, что позволит чиновникам произвольно решать, должна ли деятельность религиозной организации привести к ликвидации или наказанию.
В статью 8 включается положение: «В местах богослужений не допускаются использование любой символики, кроме религиозной, проведение собраний, митингов, пикетирования, предвыборной агитации и иных массовых мероприятий, в том числе политического характера, пропаганда войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, а также выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан, представителей других вероучений и их последователей».
Статья 8 предлагаемого нового Закона запрещает деятельность религиозных организаций или их представителей, направленную «против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности».
«Культовое имущество» не может быть использовано в иных целях, кроме предусмотренных уставом зарегистрированной религиозной организации, «в том числев политических целях, а также террористической и иной экстремистской деятельности».
Среди причин обращения государства в суд с целью ликвидации зарегистрированного религиозного объединения, указанного в статье 24, можно назвать осуществление «экстремистской» деятельности, а также «несоответствие деятельности религиозных организаций основным направлениям внутренней и внешней политики, концепции национальной безопасности».
Как говорится в Замечании общего порядка 22 Комитета ООН по правам человека к статье 18 МПГПП, национальная безопасность не является допустимой причиной для ограничения свободы религии или убеждений.
В статье 43 перечислены виды деятельности религиозных объединений, влекущие за собой наказание, в том числе «экстремистская деятельность и деятельность, направленная на реабилитацию нацизма». Предполагаемые и бездоказательные утверждения о «нацизме» используются режимом для нападок на все, что ему не нравится, например, на протесты против фальсификации выборов.
«Я не понимаю, почему в законе упоминаются нацизм, экстремизм и запрещенные символы, – сказал «Форуму 18» пятидесятнический пастор. – Трудно сказать, какое отношение церковь имеет к этим понятиям».
Режим пытается помешать отдельным лицам и религиозным организациям петь гимн «Магутны Божа», ложно утверждая, что он связан с нацизмом. Гимн восходит к 1940-м годам и был безуспешно предложен в качестве нового государственного гимна в 1995 году.
С августа 2020 года этот гимн часто поют протестующие против фальсификации выборов и насилия со стороны режима. Католический епископ Юрий Кособуцкий спросил в июле 2021 года: «А что не так с нашим любимым религиозным гимном?» Он добавил, что гимн «стал молитвой, используемой в богослужении католиков, православных и протестантов, а в последнее время этот гимн поют люди, не отождествляющие себя ни с какой религией».
В апреле 2022 года милиция предупредила православного священника отца Андрея Ноздрина, и его церковь перевела его в отдаленный приход после того, как он публично выступил против возобновления вторжения России в Украину и роли Беларуси в этом, а его прихожане исполнили гимн «Магутны Божа». Милиция «расспрашивала меня о моих высказываниях относительно Украины и о том, почему мы поем в храме «Магутны Божа». Они даже разговаривали с моими соседями и друзьями, но никаких уголовных правонарушений не нашли», – сказал отец Ноздрин «Форуму 18» в мае 2022 года. Ему также угрожали уголовным преследованием по ст. 130-1 УК («Реабилитация нацизма»).
Отец Ноздрин отметил, что всем известно, что в своих проповедях и в других местах он всегда настаивал на том, что: «христианин не может говорить, что то, что происходит в Украине, хорошо, и должен понимать, что убийство – это грех». Он утверждал, что будет продолжать учить этим христианским принципам.
Новые ограничения на религиозную благотворительность
Статья 30 предлагаемого нового закона позволит зарегистрированным религиозным организациям вести «благотворительную и общественную деятельность». Им будет разрешено создавать детские дома с разрешения местной администрации.
Однако при описании юридических лиц или подразделений, которые зарегистрированное религиозное лицо может создать для благотворительной деятельности, в проекте перечислены только юридические лица «по оказанию социальных услуг пожилым гражданам, инвалидам, социальной реабилитации граждан, зависимых от психоактивных веществ». Представляется, что поэтому религиозным общинам не будет позволено создавать группы для проведения благотворительной деятельности с другими группами нуждающихся.
Действующий закон не устанавливает таких ограничений, но это не помешало режиму блокировать и закрывать религиозные благотворительные и другие инициативы социальной справедливости.
В январе 2022 года управление гуманитарной деятельности Администрации президента отказало протестантской церкви в Витебской области в приеме партии гуманитарной помощи (включая инвалидные коляски, одежду, обувь и мебель), отправленной из других регионов Европы.
В начале 2021 года Департамент гуманитарной деятельности отказал благотворительной организации «Каритас» Минской католической архиепархии в приеме иностранных средств для поддержки проекта помощи малоимущим и бездомным. Проект был направлен на поддержку около 700 нуждающихся продуктами питания, а также растениями и животными для выращивания в пищу.
В феврале 2013 года режим лишил законного статуса приют «Дом Марии» для 13 бездомных, которым руководит молодой католик-мирянин Алексей Щедров в своем родном селе. После визитов милиции он был вынужден закрыть приют.