Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Форум 18. БЕЛАРУСЬ: Исследование свободы вероисповедания, январь 2023 г.

Форум 18. БЕЛАРУСЬ: Исследование свободы вероисповедания, январь 2023 г.

Форум 18. БЕЛАРУСЬ: Исследование свободы вероисповедания, январь 2023 г.
Аўтар
Forum 18

Organisation"Forum 18"

Норвежская организация, целью которой является содействие религиозной свободе.

Read in English

26 января 2023 г.

Ольга Глейс, «Форум 18», и Джон Кинахан, «Форум 18»

Анализ свободы религии и убеждений, проведенный «Форумом 18» в Беларуси, отмечает продолжающиеся нарушения этой свободы и взаимосвязанных свобод. К ним относится сеть «законных» ограничений на то, какие сообщества могут собираться, где, кто ими руководит и какую литературу они могут использовать. Эти ограничения ставят осуществление свободы религии и убеждений в зависимость от разрешения государства. Нарушения усугубились после фальсифицированных президентских выборов в августе 2020 года и поддержки режимом нового вторжения России в Украину в феврале 2022 года.

Свобода религии и убеждений и взаимосвязанных прав человека существенно нарушается режимом Александра Лукашенко. Нарушения прав человека участились после фальсифицированных президентских выборов в августе 2020 года и поддержки режимом нового вторжения России в Украину в феврале 2022 года.

Беларусь © RFE/RL

Серьезные нарушения свободы религии и убеждений, задокументированные «Форумом 18», включают, но не ограничиваются:

— сеть «законных» ограничений, которые противоречат международному законодательству о правах человека и ставят осуществление свободы религии и убеждений в зависимость от разрешения государства;

— слежка КГБ за верующими с контролем и ограничением деятельности религиозных общин уполномоченным по делам религий и национальностей;

— запрет на законное существование религиозных общин, не имеющих госрегистрации;

— произвольные препятствия деятельности даже зарегистрированных сообществ, как то отказы в разрешении на строительство;

— множественные ограничения на то, где могут проводиться религиозные мероприятия, о чем может быть мероприятие и как могут действовать участники;

— препятствия религиозным общинам в использовании и возвращении мест отправления культа, включая в Минске отказ в использовании Красного костела после пожара при невыясненных обстоятельствах, а также насильственное выселение евангельской церкви «Новая жизнь» и запрет на собрания верующих для поклонения;

— обязательная предварительная государственная цензура и ограничения на распространение большей части религиозной литературы и предметов, что происходит параллельно с угрозой запрета текстов или веб-сайтов как якобы «экстремистских»;

— широкомасштабное подавление уличных богослужений и общенациональных протестов на основе убеждений против фальсификаций выборов, насилия со стороны режима и вторжения в Украину;

— преследование и отстранение от должности религиозных лидеров, что в случае православного духовенства происходит в сотрудничестве с Белорусской православной церковью;

— принудительное участие госслужащих в организованных режимом религиозных мероприятиях в свою поддержку;

— серьезные нарушения прав человека в отношении политзаключенных, включая их свободу религии или убеждений;

— строгий контроль за осуществлением иностранными гражданами своей свободы религии и убеждений, включая произвольный отказ в разрешении на работу католическим священникам.

Контекст

Беларусь расположена между Россией, Украиной и государствами-членами Европейского Союза Польшей, Литвой и Латвией. Александр Лукашенко правит страной с 1994 года без проведения свободных и честных выборов. Последние сфальсифицированные президентские выборы в августе 2020 года были осуждены белорусскими и международными правозащитниками, такими как «Вясна», как «худшие выборы в истории» и отмечены широкомасштабным насилием режима против людей, протестующих по всей стране против серьезных нарушений режимом прав человека. С тех пор репрессии, связанные с фальсификацией выборов, продолжаются, и среди большого числа политзаключенных находится председатель «Вясны» и лауреат Нобелевской премии мира 2022 года Алесь Беляцкий.

Репрессии усилились после возобновления вторжения России в Украину в феврале 2022 года, против которого протестовало большое количество белорусов. Правозащитники, такие как Humana Constanta, также задокументировали «правовые» изменения режима, направленные на еще большую уголовную ответственность за осуществление прав человека. Многие верующие были среди большого числа протестующих против фальсификации выборов и вторжения в Украину, как задокументировала белорусская правозащитная группа «Христианская визия».

Население Беларуси составляет около 9,5 миллионов человек, около половины из которых, как считается, идентифицируют себя с православной церковью, и на порядок меньшее число идентифицирует себя как протестанты, католики и неверующие. Как и в случае с другими правами человека, основной подход режима заключается в том, чтобы – в нарушение международного законодательства о правах человека – поставить осуществление свободы религии и убеждений в зависимость от разрешения государства.

Сеть ограничений

Закон о религии 2002 года занимает центральное место в сети ограничений режима на осуществление свободы религии и убеждений. Этот закон устанавливает обязательную государственную регистрацию всех религиозных объединений и географические ограничения, в которых они могут осуществлять свою свободу религии и убеждений. Иностранным религиозным деятелям, приглашенным местными зарегистрированными религиозными общинами, требуется разрешение государства на осуществление свободы религии и убеждений. Это мешает им проводить какие-либо богослужения за пределами одного здания, в котором режим позволяет им проводить такие собрания.

Любое осуществление свободы религии и убеждений должно иметь предварительное разрешение государства. Религиозные собрания в частных домах не должны быть ни регулярными, ни массовыми. Единственными разрешенными местами отправления культа и местами, где может продаваться или распространяться религиозная литература, являются те, которые определены режимом. Все массовые мероприятия должны иметь разрешение властей и влекут за собой высокие сборы для милиции, скорой помощи и других коммунальных и медицинских служб. Некоторые общины не пытаются проводить публичные мероприятия или запрашивать для них государственное разрешение из-за подробной информации и высоких затрат, которые требует режим.

Многие решения и официальные предупреждения, особенно уполномоченного по делам религий и национальностей Александра Румака, не могут быть обжалованы в судебном порядке. Согласно Закону о религии, религиозная организация, уличенная в нарушении закона, должна исправить предполагаемое нарушение в течение шести месяцев и не допускать его повторения в течение года. В противном случае власти могут закрыть организацию (Статья 37). Не существует юридической возможности оспорить такие предупреждения, несмотря на решение Конституционного суда 2007 года, в котором подчеркивается это правовое упущение, отрицающее верховенство права. Свидетели Иеговы не смогли оспорить подобные предупреждения даже в Верховном суде.

«Всегда была слежка»

КГБ, сохранивший то же название с советского периода, держит политических противников, в том числе предполагаемых, под пристальным вниманием. Среди их мишеней – священнослужители и активисты широкого круга религиозных общин и инициатив, сообщили правозащитники «Форуму 18».

Сеть чиновников по делам религий и идеологии также внимательно следит за религиозными общинами. Самым высокопоставленным таким должностным лицом является уполномоченный по делам религий и национальностей Румак. В его офисе в Минске девять высокопоставленных сотрудников, трое из которых, как известно, работают исключительно над государственными ограничениями на осуществление свободы религии и убеждений. Кроме того, в каждой из шести областей страны и Мингорисполкоме работает еще около 20 чиновников в местных отделах идеологии, в полномочия которых входит контроль за религией. КГБ также ограничивает свободу религии или убеждений.

Государственный надзор за духовенством является рутинным. Польский католический священник отец Анджей Бульчак отметил, что на протяжении 14 лет его служения в Беларуси с 2007 по 2022 год «всегда была слежка». Он заявил, что все иностранные священнослужители находятся под таким надзором. «Например, мой телефон прослушивали», – сказал он «Форуму 18» из польского Гданьска 13 апреля 2022 года.

Милиция и сотрудники отделов идеологии местных исполкомов часто посещают религиозных деятелей, в том числе католических священников, отмечает белорусская правозащитная группа «Христианская визия». «Форуму 18» известно об одном высокопоставленном католическом священнике, которого посетили с таким визитом в марте 2022 года.

Православный богослов и правозащитник Наталья Василевич, которая сейчас живет за пределами Беларуси, предупредила о слежке режима за аккаунтами священников в социальных сетях, особенно со стороны отделов идеологии. Различные отделы идеологии облисполкомов и аппарат уполномоченного по делам религий и национальностей опровергли эту информацию «Форуму 18», но священники сообщили «Форуму 18», что их посетили чиновники после того, как они раскритиковали в интернете войну против Украины.

Обязательная госрегистрация = обязательное госразрешение на существование

В соответствии с Законом о религии, единственными общинами, которые могут «беспрепятственно» осуществлять свою свободу религии и убеждений, являются зарегистрированные государством религиозные общины в утвержденных государством местах отправления культа или других местах (статья 25).

Ограничения начинаются с момента образования сообщества. В соответствии с Законом о религии все религиозные организации должны пройти госрегистрацию (статья 14). Закон ничего не говорит о тех, у кого меньше 20 членов, что является минимумом для регистрации. Это означает, что новые религиозные общины не должны заявлять о своем существовании до тех пор, пока у них не наберется 20 преданных членов, но это затрудняет привлечение новых членов. А также подвергает встречи новых общин, которые не нравятся режиму, угрозе репрессий со стороны государства, даже если они встречаются в частных домах.

Общине нужен юридический адрес для подачи заявок на регистрацию и самой регистрации, но использование частного дома в качестве юридического адреса незаконно. Некоторым религиозным общинам, в том числе Свидетелям Иеговы и независимым пятидесятникам, особенно в деревнях, трудно добиться от властей согласия на использование здания в качестве юридического адреса. Они пожаловались «Форуму 18», что владельцы помещений, которые изначально соглашались разрешить использование адреса для регистрации общины, часто отступают под давлением властей. Это останавливает подачу заявок на регистрацию.

Требования о регистрации нарушают обязательства Беларуси по международному праву в области прав человека, изложенному в Руководящих принципах ОБСЕ/Венецианской комиссии в отношении правосубъектности религиозных или убежденных сообществ – например, проверка Беларусью убеждений религиозного сообщества перед предоставлением ему юридического статуса.

Чиновники произвольно отказывают в регистрации неугодным религиозным общинам, например, православным общинам вне Белорусской православной церкви (Московского Патриархата). К ним относится Белорусская автокефальная православная церковь, которая претендует на происхождение от церкви, вышедшей из состава Русской православной церкви в 1922 году и в советский период сохранившейся за пределами Беларуси.

Еще одним препятствием является то, что Белорусская православная церковь (Московский Патриархат) зарегистрировала свое название в начале 2000-х годов как торговую марку, «чтобы ни одна другая организация не могла зарегистрироваться под этим именем», сообщил «Форуму 18» представитель церкви. Ни одна другая религиозная община не получила такую монополию от государства.

Госрегистрация не прекращает проблем

Даже если община зарегистрирована, это не гарантирует прекращения помех со стороны властей. Зарегистрированные минские поморские старообрядцы с 2005 года предпринимают настойчивые попытки перенести в Минск историческую деревянную церковь от границы с Литвой. В 2010 году Мингорисполком без объяснения причин заявил, что перенос храма в город «нецелесообразен». Он не дал никаких объяснений этому утверждению, несмотря на неоднократные вопросы общины и «Форума 18».

Тогда старообрядческая община попыталась построить новую церковь в селе под Минском. Однако председатель Минского райисполкома Владимир Юргевич заявил в марте 2022 года, что община не представила завершенные планы строительства к крайнему сроку августа 2021 года. Сообщество заявило «Форуму 18», что об этом не упоминалось ни на одной встрече с чиновниками в конце 2021 и начале 2022 года.

В настоящее время минские старообрядцы вынуждены собираться для богослужений в переоборудованном доме, в ближайшей старообрядческой церкви в 75 км или в Вильнюсе в Литве.

Старообрядцы считают, что чиновники проконсультировались с Белорусской православной церковью Московского патриархата, прежде чем отвергнуть планы, поскольку в прошлом режим предоставил Белорусской православной церкви неписаные, но реальные права вето в отношении родственной религиозной группы. Хотя поморские старообрядцы основаны на русском православии, они независимы от Московского Патриархата, частью которого является Белорусская Православная Церковь. Ни исполком, ни канцелярия Минской епархии Белорусской православной церкви в апреле 2022 года не желали обсуждать этот вопрос с «Форумом 18».

«Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий»

Закон о массовых мероприятиях 1997 года налагает ограничения на то, где могут проводиться мероприятия, о чем они могут быть и как могут действовать участники. Такие ограничения включают запрет на проведение мероприятий на разных расстояниях от 50 до 200 метров от очень большого количества государственных зданий, а также запрет на «использование флагов или вымпелов, не зарегистрированных в установленном [государством] порядке».

Поправки к Закону о массовых мероприятиях, вступившие в силу в июне 2021 года, требуют от организаторов массовых мероприятий получения разрешения от местных администраций, прежде чем они начнут их рекламировать. Проведение массовых мероприятий без такого разрешения наказуемо. Поправки также запретили сбор средств для оплаты любых штрафов, наложенных за нарушение закона о массовых мероприятиях.

Нарушители этих положений могут быть наказаны по статье 24.23 КоАП («Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий») [до марта 2021 года статья 23.34 КоАП]. Возможен 15-дневный тюремный арест, а изменения в КоАП в марте 2021 года удвоили максимальный штраф за повторные правонарушения до 200 базовых величин, что равно примерно средней зарплате за 4 месяца, а тюремное заключение на срок от 15 до 30 дней.

В январе 2019 года Совет Министров принял постановление № 49 («О порядке оплаты услуг по охране общественного порядка, оказываемых органами внутренних дел, расходов, связанных с медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия»). Постановление налагает дополнительные условия, связанные с законом о массовых мероприятиях, устанавливая различные сборы за проведение мероприятий, которые должны выплачиваться госорганам в зависимости от количества участников. Оно требует, чтобы все организаторы публичных мероприятий, в том числе религиозных, согласовывали сборы за проведение мероприятий с милицией, государственной медициной и коммунальными службами, а также оплачивали эти сборы заранее.

Некоторые религиозные общины сообщили «Форуму 18», что после вступления постановления в силу им пришлось отменить или изменить свои планы ежегодных паломничеств и религиозных собраний, поскольку они не могут позволить себе оплату.

Чиновникам режима дается широкий спектр расплывчатых и произвольных оправданий для запрета или прекращения мероприятий без предварительного уведомления. 28 июля 2022 года суд в Гомеле оштрафовал протестантского пастора церкви «Живая вера» Дмитрия Подлобко на двухнедельную среднюю зарплату за проведение в начале того же месяца без официального разрешения крещения на открытом воздухе в бассейне на семейном участке. Церковь входит в зарегистрированное Объединение общин Полного Евангелия. Это был его второй штраф за год за проведение крещения на открытом воздухе.

Капитан Василий Кравцов, начальник Гомельской районной милиции, подготовившей в 2022 году дело против пастора Подлобко, настаивал на том, что тот нарушил закон. «Прежде чем проводить какие-либо религиозные обряды, нужно получить разрешение местного исполкома, – сказал Кравцов «Форуму 18». – У него не было такого разрешения. Это закон, и я обязан его выполнять». На вопрос, был бы наказан пастор Подлобко, если бы он и его друзья просто плавали в бассейне на территории своей семьи, Кравцов ответил: «Они не плавали в бассейне. Это был религиозный ритуал. Это совершенно другое».

После фальсификации режимом результатов президентских выборов в августе 2020 года и насилия в отношении людей, принимающих участие в протестах, увеличилось количество публичных мероприятий, посвященных молитве за Беларусь и за прекращение насилия со стороны режима. Режим все чаще применяет статью 24.23 КоАП против публичных протестов любого рода, в том числе против публичных молитв.

Цензура и «экстремизм»

Режим ввел обязательную предварительную государственную цензуру и ограничения на распространение большей части религиозной литературы и предметов. Только зарегистрированные религиозные организации могут создавать издательства по выпуску религиозной литературы. Магазинам, торгующим религиозной литературой, требуется разрешение местных властей.

За этой цензурой наблюдает высокопоставленный чиновник страны по делам религии, уполномоченный по делам религий и национальностей. В соответствии со статьей 26 Закона о религии вся ввозимая религиозная литература и предметы проходят государственную цензуру, проводимую «Экспертным советом» при уполномоченном. То же касается религиозной литературы, которую желают приобрести библиотеки.

Уполномоченный может запросить «экспертный анализ» любой распространяемой религиозной литературы. «Экспертиза» может занять до трех месяцев, что делает невозможным своевременную доставку ввозимых религиозных изданий. Одна религиозная община сообщила «Форуму 18» в январе 2023 года, что получение разрешения на ввоз религиозной литературы в настоящее время занимает несколько недель.

Самый последний известный отказ в разрешении на распространение религиозного издания произошел в июне 2019 года, когда заместитель уполномоченного поддержал запрет «экспертным советом» апрельского номера журнала «Сторожевая башня» за 2019 год, издаваемого Свидетелями Иеговы.

Цензура также может иметь место и вне официальных государственных процедур, как, например, когда режим 23 августа 2020 года без предупреждения приостановил государственное радиовещание католической мессы по воскресеньям. Католическая месса регулярно транслировалась с 1990-х годов, и ее широко слушали многие католики, особенно пожилые, больные или живущие в сельской местности вдали от костела. Никаких объяснений дано не было, а государственная Белтелерадиокомпания отказалась отвечать на вопросы «Форума 18». Регулярная трансляция воскресной мессы возобновилась в конце 2021 года.

Несмотря на ряд попыток, ни один человек или религиозное сообщество так и не смогли создать религиозную FM-радиостанцию.

Формальная государственная цензура действует параллельно с угрозой запрета текстов или веб-сайтов как якобы «экстремистских». В 2008 году режим начал публиковать «Республиканский список экстремистских материалов», в котором перечислены такие запреты по решению суда.

После того, как начались протесты против фальсифицированных режимом выборов в августе 2020 года, режим расширил использование «Республиканского списка экстремистских материалов» и ряда статей Уголовного кодекса и КоАП для борьбы с основанными на убеждениях протестами против фальсификации выборов, насилия режима и российского вторжения в Украину в феврале 2022 г. (см. Ниже).

Такое преследование протестов включает в себя применение статьи 19.11 КоАП («Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность») в отношении лидеров религиозных общин.

Замминистра информации Игорь Бузовский, который также является заместителем председателя «Республиканской комиссии по проведению оценки символики и атрибутики, информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в них признаков проявления экстремизма», выступил в защиту запрета конкретных публикаций и веб-сайтов как «экстремистских». «Это делается исключительно на основании закона», – говорил он «Форуму 18» из Минска 5 января 2023 года. Он отказался обсуждать что-либо еще о том, почему запрещены религиозные публикации, и положил трубку.

Режим изучает широкий спектр материалов на наличие элементов того, что он считает «экстремизмом». К таким материалам относятся не только печатные и интернет-издания, но и «символы и атрибуты». В Постановлении Совета Министров от 12 октября 2021 года уточняется, что к ним относятся «флаги, гимны и другие музыкальные произведения, атрибуты униформы, свастики, эмблемы, символы, граффити, логотипы, вымпелы и значки».

Республиканский список экстремистских материалов по состоянию на 26 декабря 2022 года насчитывал 480 страниц, причем более трех четвертей материалов были добавлены в 2021 и 2022 годов. Он включает в себя множество ксенофобских и расистских произведений (таких как «Майн кампф» Адольфа Гитлера), а также материалы, подготовленные политической оппозицией и зарубежными новостными сайтами. Сюда также входят некоторые религиозные произведения, которые не призывают к нарушению чьих-либо прав человека. Например, исламские и протестантские христианские книги, в которых обсуждаются эти верования.

Авторы рассказали «Форуму 18», что им не сообщили о расследовании или судебных слушаниях, которые привели к запретам. Один из таких авторов, азербайджанский мусульманский богослов Эльмир Кулиев, чья книга «Путь к Корану» была запрещена в марте 2014 года, задался вопросом, почему запрещены его и другие подобные книги. «В чьих интересах запрет на такие книги? – спросил он «Форум 18». – Я убежден, что любой грамотный эксперт по исламу может порекомендовать эту и другие подобные книги в качестве материала для предотвращения всякого рода экстремистских настроений».

Ни одна из религиозных книг, включенных в Республиканский список экстремистских материалов, не указана в электронном каталоге белорусских библиотек. Остается неясным, удаляют ли библиотеки книги из каталога, если они появляются в республиканском списке.

В конце 2022 года милиция Бреста обнаружила на греко-католическом белорусскоязычном новостном сайте «Царква» ссылки на материалы и логотипы других сайтов, которые режим в 2021 году объявил «экстремистскими». «Форуму 18» не удалось выяснить, проверяла ли – в соответствии с Постановлением Совета Министров от 12 октября 2021 года – Брестская областная «экспертная комиссии по проведению оценки символики и атрибутики, информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в них признаков проявления экстремизма» сайт «Царква» и его страницы в соцсетях и подготовила ли официальное заявление о том, что они содержат элементы «экстремизма».

Один из редакторов сайта Игорь Барановский сообщил новостному сайту Katolik.life 27 декабря 2022 года, что к началу декабря редакция сайта удалила все ссылки на такие материалы со своего сайта, а также со своих страниц в двух социальных сетях, Facebook и ВКонтакте. «Это не помогло», – добавил Барановский.

14 декабря 2022 года судья Ленинского районного суда Бреста Елена Ковальчук признала сайт «Царква», а также его страницы в двух социальных сетях «экстремистскими». Страницы были внесены в Республиканский список экстремистских материалов, опубликованный на сайте Мининформации 26 декабря. Редакция отключила страницы.

Секретарь судьи Ковальчук сообщила «Форуму 18», что судья не обсуждает свои решения с теми, кто не является стороной в деле. Она сказала только, что решение не было обжаловано в течение 15-дневного срока.

Замминистра информации Бузовский отказался обсуждать запрет греко-католического сайта «Царква» или других религиозных изданий. «Вы говорите об одном веб-сайте – я бы не хотел говорить по памяти, – заявил он «Форуму 18». – Вы должны подать заявление официально».

Режим не запретил ни один из епархиальных или монастырских сайтов Белорусской православной церкви, которые также содержали логотипы сайтов, которые власти сочли «экстремистскими», даже когда активисты сообщили об этом Министерству информации и милиции.

Подавление протестов верующих против фальсификации выборов и вторжения в Украину

На фоне продолжающихся репрессий против гражданского общества режим Лукашенко оказывает давление на религиозные общины, чтобы они поддержали его. Режим также пытался запретить молитвы за политзаключенных.

С августа 2020 года Белорусская православная церковь – крупнейшая религиозная община в Беларуси – отправила в отставку высших архиереев и низшее духовенство, считавшихся нелояльными режиму. Церковь также предоставила режиму списки священников, которые поддержали протесты против него, сообщили «Форуму 18» правозащитники.

Летом 2021 года Белорусская православная церковь предоставила режиму имена около 100 священников, которых она считала нелояльными ему, отметил 10 июня 2021 года Telegram-канал «Ник и Майк». Как сообщается, список включал отцов Владислава Богомольникова и Александра Кухту, возглавивших уличную службу в Минске в память о Романе Бондаренко, демонстранте, избитом неизвестными в ноябре 2020 года и скончавшемся от полученных травм вскоре после ареста. В январе 2021 года Белорусская православная церковь отстранила Кухту от должности.

Одним из других священнослужителей, отстраненных Православной церковью, был архиепископ Гродненский Артемий (Кищенко) в июне 2021 года. «Это [отстранение от должности] произошло по указке государства», – сказал архиепископ радио «Свобода», добавив, что «сочли нужным со мной расправиться». Он прокомментировал, что режим проводит «всеобщую чистку» после выборов в августе 2020 года. «Пока у них затишье – время для того, чтобы немножко и поставить церковь на место. Потому что церковники не все поддерживают существующий режим».

С августа по декабрь 2020 года режим отказывал архиепископу Тадеушу Кондрусевичу, тогдашнему главе католической церкви, второй по величине религиозной общины в стране, в возвращении в собственную страну. Это осудили и другие религиозные общины, в том числе православные, развернувшие кампанию «Православные с митрополитом Тадеушем Кондрусевичем». Объединение ХПЕ заявило, что архиепископ «возвышал свой голос в защиту мира, милосердия и единства, осуждая насилие, ложь и ненависть. Это является духовным и морально-нравственным долгом любого священнослужителя, а не политической деятельностью».

Режим разрешил архиепископу Кондрусевичу вернуться 24 декабря 2020 года после письма Папы Франциска Александру Лукашенко. В день, когда архиепископу исполнилось 75 лет, 3 января 2021 года, он подал Папе Франциску прошение об отставке (как должны делать все католические епископы). В тот же день Папа принял отставку и сразу же назначил на место архиепископа временным администратором епархии епископа Казимира Великосельца, которому тоже было 75 лет, но почти на 8 месяцев больше.

В марте 2021 года начались проверки в католических храмах в разных уголках Беларуси после того, как прокуратура возбудила уголовное дело против Союза поляков, отмечает правозащитная группа «Христианская визия». Прокуроры, а также чиновники местных отделов идеологии по требованию прокуроров требовали от священников отчеты, катехизические планы и другую внутреннюю информацию о приходской жизни.

Ранее, в ноябре 2020 года, прокуратура начала расследование в отношении аккаунтов в YouTube и других социальных сетях отца Вячеслава Барка, священника прихода в Россонах на севере Витебской области. Три недели спустя, 3 декабря, отец Барок был заключен в тюрьму на 10 суток за публикацию в Instagram копии плаката «Стоп лукашизм!» белорусского художника Владимира Цеслера.

1 июля 2021 года милиция посетила приход отца Барка, и по телефону от имени начальника местной милиции сказали священнику, что ему нужно объяснить фотографию протеста против режима, которую он разместил в Instagram. В милиции заявили, что отец Барок сделал фото в близлежащем Городке, и что на нем запечатлены дети прихожан из Витебска. На фотографии, которая ранее была широко распространена в интернете, запечатлена демонстрация 12 июня 2021 года в Польше, а не в Городке. Сам отец Барок не делал фото, «поэтому не было никакого события, которое можно было бы квалифицировать как правонарушение», отмечала «Христианская визия».

Милиция сообщила о возбуждении дела против о. Барка по статье 24.23 КоАП («Нарушение порядка организации или проведения массовый мероприятий») и вызвала его на допрос в райотдел. Там ему показали прокурорские ордера на обыск церкви, дома священника и его жилых помещений. Сотрудники забрали его мобильный телефон. Однако, поскольку в ордерах на обыск были неверно указаны адреса церкви и его дома, милиционеры не смогли их обыскать.

Сотрудник прокуратуры Россонах Сергей Олесько зачитал ему официальное предупреждение от 25 июня 2021 года от первого зампрокурора Витебской области Дениса Шаповалова о размещении «экстремистских» материалов в Интернете. «Когда читался тот грозный текст, – отметил отец Барок в своем Telegram-канале 4 июля, – у меня сложилось впечатление, что меня пытаются обвинить в экстремизме, разжигании вражды, в пропаганде фашизма, неуважении к государству, в распространении клеветы на госслужащих и неверной информации о фальсификациях выборов и даже в неуважении к митрополиту Вениамину и неверии в Великую Победу, празднуемую 9 мая. Это всё вспоминаю по памяти из услышанного, потому что на руки мне ничего не выдали, пожалуй, секретный документ получился».

Согласно повестке, представленной «Форуму 18», отец Барок должен был 4 июля предстать перед административным слушанием, первоначально назначенным на 1 июля 2021 года. После того, как 4 июля милиция, продержав пять часов, отпустила священника, отец Барок уехал в Польшу. В результате приход в Россонах остался без священника.

Прокурор Александр Казакевич заявил «Форуму 18» 23 июля 2021 года, что о. Барку не была предоставлена копия зачитанного ему официального предупреждения, поскольку: «в законе указано, что такие документы не подлежат передаче». Прокурор Казакевич добавил, что он следил в социальных сетях за публикациями отца Барка по делу против него, а также за другими проповедями и сообщениями, которые тот размещал в интернете. Он отказался комментировать свои мысли о сообщениях отца Барка против государственного насилия после президентских выборов.

3 ноября 2021 года Россонский районный суд запретил как «экстремистское» видео на YouTube о молитве за Беларусь, собравшейся на улицах Варшавы 17 июля 2021 года, к которой обратился отец Барок. 14 октября 2022 года тот же суд запретил как «экстремистское» 95-минутное интервью с отцом Барком Никиты Мелкозерова, который разместил его на своем канале в YouTube. Оба были внесены в Республиканский список экстремистских материалов.

Режим также пытался помешать отдельным лицам и религиозным общинам исполнять гимн «Магутны Божа», который восходит к 1940-м годам и был безуспешно предложен в качестве нового государственного гимна в 1995 году. С августа 2020 года его часто поют протестующие против фальсификации выборов режимом и насилия.

2 июля 2021 года Лукашенко пригрозил людям, якобы желающим «крушить суверенное государство» под знаменем нацистов. Он заявил, что «средства массовой информации все больше распространяют факты о том, что в костелах хотят помолиться завтра, не то сегодня, под «Магутны Божа». Смотрите – нарветесь». Милиция провела обыск в католическом соборе Минска «с претензией, что нарушена какая-то там норма законодательства по поводу молитвы «Магутны Божа». Что конкретно, они не понимали сами», – написал епископ Юрий Кособуцкий на своей странице в Facebook 6 июля 2021 года.

Епископ Кособуцкий спросил: «Так что не так с нашим любимым религиозным гимном?» Он добавил, что гимн «стал молитвой, используемой в богослужениях католиков, православных, протестантов, а также в последнее время этот гимн поют люди, которые не отождествляют себя с никакой религией». В заключение он сказал: «Почему мы не можем петь «Магутны Божа»? Вопрос риторический».

Сотрудник офиса уполномоченного по делам религий и национальностей Румака заявил «Форуму 18» 15 июля 2021 года, что Румак «не сказал, запрещен он [Магутны Божа] или нет». Чиновник отказался обсуждать официальные предупреждения не петь гимн и милицейский рейд в минский католический собор после того, как там его исполнили.

В соответствии с Постановлением Совета министров от 2 февраля 2021 года, определяющим мероприятия на 2021 год, названный «Годом национального единства», уполномоченному по делам религий и национальностей Румаку и «основным конфессиям» было поручено организовать 2 июля мероприятие под названием «Всебелорусская молитва «За Беларусь!». Позже дата, похоже, была изменена на 3 июля, субботу, отмечаемую как День независимости.

Указом также было поручено уполномоченному, религиозным и другим организациям организовать и принять участие в различных мероприятиях в 2021 году, в том числе по противодействию «экстремизму» и «нацизму», а также по популяризации знаний о «роли православия в становлении белорусской государственности».

В июне уполномоченный Румак разослал госорганизациям письмо, которое видели представители «Форума 18». Он предписывал, что «в целях наиболее широкого вовлечения граждан в данное мероприятие» является «целесообразным провести всебелорусскую молитву в формате утреннего богослужения в субботу, 3 июля 2021 г., во всех храмах, костелах, мечетях, синагогах традиционных конфессий Республики Беларусь с широким привлечением верующих, а также представителей органов государственного управления, общественности, культуры и искусства».

Румак добавил, что руководителям Белорусской православной церкви, католических епархий, еврейской и мусульманской общин были направлены письма с указанием провести службы 3 июля 2021 года. В письме Румака в Минско-Могилевскую католическую архиепископию, составленном Андреем Аряевым (начальником отдела по делам религий) и отправленном 11 июня (просмотрено «Форумом 18»), призывали епархию провести во всех храмах утренние службы 3 июля «с широким привлечением верующих».

23 июля чиновник, который затем положил трубку, заявил «Форуму 18», что уполномоченный Румак не будет разговаривать с «Форумом 18». Телефон Аряева не отвечал.

В преддверии дня молитвы «За Беларусь» 3 июля Алексей Ляхнович, первый замминистра транспорта и коммуникаций, подготовил письмо руководителям всех профильных организаций. Он слово в слово повторил инструкции Румака «организовать участие в мероприятии представителей организаций в соответствии с их религиозной принадлежностью».

16 июня 2021 года Минско-Могилевская архиепархия разослала всем священникам сообщение, подписанное кс. Романом Страшко, в котором выражалось недовольство тем, что власти предписывают проведение 3 июля специальных молитв во всех храмах. Сообщение также было размещено на официальном сайте Catholic.by. Менее чем через три часа объявление на сайте было отредактировано так, чтобы прямое недовольство отсутствовало.

В отредактированном сообщении всех священников призывали «при возможности» добавить молитвы «о единстве и мире в нашей стране, а также призыв к тому, чтобы решения, которые принимаются сегодня, в ХХІ веке, не вели к тому ужасу, который происходил в ХХ веке». Также священникам предлагалось в конце мессы 3 июля исполнить гимн «Магутны Божа»: «Этим песнопением мы будем просить Всемогущего Бога, чтобы сохранил нас и наш край от всякого зла».

Примерно 50 сотрудников в униформе МЧС приняли 3 июля участие в богослужении в витебском Свято-Успенском православном соборе. В коротком видео с богослужения, размещенном на сайте МЧС в тот же день, не видно, чтобы другие верующие принимали участие в нем.

3 июля 2021 года гимн «Магутны Божа» впервые с 1990-х годов не исполнялся на массовом паломничестве в католической святыне в Будславе. «Перед началом Будславского феста, – отмечала правозащитная группа «Христианская визия», – появилась информация о том, что на его организаторов власти оказывают давление, чтобы они не исполняли этот гимн».

Дмитрий Корнеенко, православный христианин из Витебска, утверждал, что режим заставляет сотрудников государственных предприятий и учреждений принимать участие в молитвах Белорусской православной церкви (Московского патриархата) за Беларусь. По его мнению, необходимость государственного принуждения была продиктована падением доверия местных православных христиан к своим религиозным лидерам. «Малочисленной была посещаемость молитвы «За Беларусь», организованной в Успенском соборе, – отметил Корнеенко у себя в Facebook 11 июля. – Для обеспечения картинки массовости были принудительно созваны десятки сотрудников МЧС Витебской области».

Денис Захаров, начальник штаба Витебского управления по чрезвычайным ситуациям, 23 июля отказался отвечать на вопрос «Форума 18», было ли посещение православного молебна добровольным.

На вопрос, заданный 15 июля, почему режим приказал религиозным общинам совершать молитвы за Беларусь 3 июля, чиновник Аппарата уполномоченного ответил «Форуму 18»: «Никаких приказов не было. У вас искаженная информация».

Чиновники режима зачастую издают предписания православным лидерам. Так, 10 июня, замначальника главного управления по идеологической работе и делам молодежи Гродненского исполкома Сергей Шумейко направил православному Лидскому епископу Порфирию (Преднюку) письмо, в котором предписывал ему организовать колокольный звон в его епархии в полдень 22 июня, в память о 80-летии нападения нацистской Германии на Советский Союз.

«Просим до 16.06.2021 информировать главное управление о принятом решении, с указанием храмов, которые примут участие в данной акции», – предписывало подписанное Шумейко письмо, направленное епископу Порфирию, с которым ознакомился «Форум 18». В написанной от руки резолюции епископ предписывал священникам исполнить эту инструкцию.

Владимир Скрипко, заведующий сектором по делам религий, который составил текст письма Шумейко, отрицал, что это было предписанием. «Никого ни к чему не принуждали, – заявил Скрипко «Форуму 18» 23 июля. – Они могли согласиться или нет – это было только предложение». Чиновник отказался от дальнейших разговоров и бросил трубку.

Повторное вторжение в Украину

С февраля 2022 года основным направлением деятельности режима в области свободы религии и убеждений и связанных с ними нарушений прав человека было отслеживание, угрозы и наказание религиозных лидеров и людей, выступающих против нового вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года, а также роли белорусского режима в этом. Произошел переход в преследовании с тех, кто критикует насилие режима после фальсифицированных президентских выборов в августе 2020 года.

Около 100 матерей молодых солдат, служащих в Вооруженных силах Беларуси, 3 марта посетили обычное вечернее богослужение в православном Свято-Духовом кафедральном соборе в центре Минска. Они пришли помолиться перед иконой Божией Матери за прекращение войны в соседней Украине, которую Россия начала 24 февраля, частично с территории Беларуси.

ОМОН и обычные милиционеры уже ждали матерей, когда те прибыли на службу в 18:00. «Мы зашли в храм, они за нами, – отметили в Telegram-канале «Союза Матерей». – Перед входом требовали документы и снимали на камеру». Во время богослужения в соборе присутствовали сотрудники в штатском.

Незадолго до начала службы милиция задержала журналистку Диану Середюк и ее мужа. На следующий день суд приговорил обоих к 15 суткам заключения.

После этого, несмотря на просьбы священника, совершавшего богослужение, четырех женщин доставили в РОВД Центрального района Минска. Когда дежурный спросил коллег, кто они, ему ответили: «Четыре женщины из собора». Милиционеры несколько часов допрашивали женщин, прежде чем отпустить. «Правда, при выходе нас предупредили о последствиях несанкционированных митингов. У меня уже не было сил доказывать, что молитва – это не митинг», – отметила одна из женщин. На следующий день в дом пятой женщины, молившейся в соборе, приехала милиция, но ее не оказалось дома.

Ни в Центральном РОВД Минска, ни уполномоченный по делам религий и национальностей Румак не объяснили «Форуму 18» действия режима.

Правозащитники считают, что режим преследует религиозных лидеров, видных в местных общинах, если они публично выступают против насилия со стороны режима после фальсифицированных президентских выборов 2020 года или против роли Беларуси в возобновлении вторжения России в Украину.

Из двух католических священников, подвергшихся преследованиям в марте 2022 года на севере Витебской области, отец Александр Баран был приговорен к 10 суткам ареста по статье 24.23 КоАП («Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий») за бело-красно-белый флаг Беларуси, который ассоциируется с оппозицией, а также за украинский флаг на его профиле в соцсетях. Он добавил украинский флаг в день, когда Россия вторглась в Украину.

Милиция также обвинила отца Барана по статье 19.11 КоАП («Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность») за лайки и комментарии в 2020 году на страницах в социальных сетях, которые режим позже счел «экстремистскими».

13 мая 2022 года суд заочно оштрафовал отца Анджея Бульчака, гражданина Польши, прослужившего 14 лет в Беларуси, на сумму, превышающую среднюю зарплату за три недели. Он разместил на YouTube трехминутное видео, в котором рассказывается о письме девушки другу в Польше против войны в Украине. На одной фотографии в видео показан логотип «Белсата», польского телеканала, который режим считает «экстремистским», а также бело-красно-белый белорусский флаг, который используют протестующие против режима. Отец Бульчак покинул страну перед судебным заседанием, которое могло привести его к тюремному заключению.

25 марта 2022 года милиция провела обыск в доме баптистского пастора Романа Рождественского в Черикове. Суд оштрафовал его на сумму около двухнедельной средней зарплаты по статье 19.11 КоАП. В тот же день милиция в Могилеве провела обыск в доме греко-католического священника Василия Егорова. Суд оштрафовал его на сумму более одного среднего заработка по статье 24.23 КоАП за то, что он наклеил на своем автомобиле наклейку «Украина, прости».

Отец Баран, которому дали 10 суток тюремного заключения, обсуждал в милиции то, почему его выбрали. «Я им пытался объяснить, что сотни тысяч белорусов в то время ставили такие же «лайки» [страницам, протестующим против насилия режима и фальсификации выборов] – получается, их всех тоже нужно судить?» – сказал он Katolik.life.

Отец Баран заметил, что власти «лезут в жизнь каждого человека, в жизнь Костела, хотят уничтожить его авторитет, закрыть рты». Он прокомментировал после своего ареста, что «у них уже все было готово к моему аресту: лежали стопки бумаг, какие-то документы».

Полиция в Поставах отказалась обсуждать с «Форумом 18», почему она приняла меры как против отца Барана, так и против отца Бульчака. Когда дело против отца Бульчака дошло до суда, уполномоченный по делам религии Румак заявил его епископу, что лишил священника разрешения вести религиозную деятельность в Беларуси. Коллега Румака отказался объяснять свои действия «Форуму 18».

Режим также преследует священников поддерживающей режим Белорусской православной церкви Московского Патриархата, если они выступают против режима и возобновления вторжения России в Украину. В апреле 2022 года милиция вызвала отца Андрея Ноздрина, возглавлявшего приход святителя Спиридона Тримифунтского в Гродно, для «профилактической беседы» после жалоб двух доносчиков, недовольных его антивоенной позицией и пением гимна «Магутны Божа». Гимн ассоциируется с оппозицией режиму, и его запретили как режим, так и глава Белорусской православной церкви митрополит Вениамин (см. выше).

«Они расспрашивали меня о моих высказываниях относительно Украины и о том, почему мы поем в церкви «Магутны Божа», – сказал отец Ноздрин «Форуму 18». – Они даже говорили с моими соседями и друзьями, но не нашли никаких уголовных правонарушений».

25 апреля из Октябрьского РОВД Гродно отправили отцу Ноздрину письмо с предупреждением о возможных «экстремистских правонарушениях и преступлениях». Отец Ноздрин отметил, что всем известно, что в своих проповедях и в других местах он всегда настаивал на том, что «христианин не может говорить, что то, что происходит в Украине, хорошо, и должен понимать, что убийство – это грех». Он утверждает, что будет продолжать учить этим «христианским принципам».

18 мая 2022 года архиепископ Гродненский Антоний (Доронин) уволил отца Ноздрина со всех епархиальных должностей и перевел его из Гродно в маленькое село. 20 мая режим направил наряд милиции на прощальную службу священника, «но люди вывели их, потому что те не молились», сказал отец Ноздрин.

В милиции отказались обсуждать это дело с «Форумом 18», а официальный представитель Гродненской епархии отец Игорь Данильчик 2 июня 2022 года настаивал на том, что перевод отца Ноздрина был решением исключительно архиепископа Антония без давления со стороны режима. Он не объяснил, почему режим направил милицию на прощание с отцом Ноздриным. Отец Данильчик также утверждал, что гродненские прихожане не жаловались в епархию.

Такие преследования продолжились и в 2023 году. ГУБОП задержал православного священника отца Дионисия Коростелева за молитву 1 января в минском храме за защитников Украины, сообщили провластные Telegram-каналы. На него донесла провластная активистка Ольга Бондарева (она часто проводит кампании против духовенства и других лиц, которые ей не нравятся), которая якобы узнала о молитве от прихожанки. Отец Дионисий читал молитвы на новогоднем богослужении в минском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где настоятелем является его отец.

4 января 2023 года глава поддерживающей режим Белорусской православной церкви Московского Патриархата митрополит Вениамин (Тупеко) запретил отцу Дионисию дальнейшее служение. Молитва отца Дионисия вызвала «смущение среди прихожан», заявил митрополит Вениамин в письме благочинным Минской епархии, обнародованном правозащитной группой «Христианская визия».

Свобода религии и убеждений политзаключенных

Режим заключает в тюрьму все больше политических заключенных после того, как в августе 2020 года вспыхнули протесты против фальсификации президентских выборов. Многие подвергались пыткам, а политзаключенным часто отказывают в таких правах человека, как свобода религии и убеждений.

Специальный докладчик ООН по вопросу о положении с правами человека в Беларуси Анаис Марин в своем докладе Совету ООН по правам человека от 4 мая 2022 года (A/HRC/47/49) заявила: «Условия в местах лишения свободы, центрах предварительного заключения и тюрьмах вызывают глубокую обеспокоенность. Заключенные, осужденные по политически мотивированным обвинениям, а также лица, арестованные и задержанные за осуществление своих гражданских и политических прав, сообщают о широко распространенном применении силы и продолжающемся жестоком обращении, включая переполненность и антисанитарные условия».

Спецдокладчик Марин также отметила, что «систематическая безнаказанность пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в Беларуси вынуждает правозащитные группы искать справедливости за границей».

Такие нарушения также затрагивают свободу религии или убеждений. Тюремные власти настаивают на снятии с заключенных всех украшений и крестов, таких как нательные крестики, которые обычно носят православные христиане. И это несмотря на Постановления МВД 2004 и 2016 годов, разрешающие заключенным иметь предметы «религиозного культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения, кроме колюще-режущих предметов, изделий из драгоценных металлов, камней либо представляющих собой культурную и историческую ценность».

После своего краткосрочного заключения в сентябре 2020 года православный христианин из Витебска Дмитрий Корнеенко охарактеризовал снятие с него креста как «наибольшее непонимание в условиях задержания у меня как верующего». Отмечая, что он понимает необходимость снимать с заключенных острые металлические предметы и шнурки, он задал вопрос, почему тюремные власти не проработали этот вопрос с нательными крестами заключенных. «Почти на всех этапах задержания я допытывался, как можно обойти этот запрет, сильно тревоживший мое религиозное чувство», – добавил Корнеенко.

Власти тюрьмы также потребовали снятия креста с Корнеенко во время последующего краткосрочного тюремного заключения в январе 2021 года, сообщила 28 февраля 2021 года правозащитная группа «Христианская визия». Его крест изъяли и хранили вместе с другим имуществом на протяжении всего его заключения.

16 ноября 2020 года православный христианин из Минска Роман Абрамчук рассказал, как милиционеры срезали украшения и кресты на шеях задержанных, в том числе и у него самого. Он попросил милиционера хотя бы оставить ему крестик. «Так он его с особенной резкостью срезал и швырнул под ноги».

30 июня 2021 года приказом МВД (вступившим в силу 23 сентября) лица, содержащиеся в СИЗО, были лишены права подписки на газеты и журналы. В большинстве случаев, по данным правозащитника фонда «Страна для жизни» (который помогает политзаключенным), это касается политзаключенных.

«Вообще подписка на религиозную литературу запрещена, как и ее передача, – прокомментировал правозащитник «Форуму 18» 2 ноября 2021 года. – Они могут ограничивать людей в приеме пищи, но оставлять их без возможности читать религиозную литературу – бесчеловечно и жестоко».

Анастасия Емельянова рассказала «Форуму 18», что тюремные власти иногда передавали религиозные книги (в том числе Библию и молитвенники), которые она отправляла своему сыну Никите Емельянову, но посылки с книгами ограничены 2 килограммами в год. Ее сын без проблем подписался на ежемесячную газету Витебской римско-католической епархии «Католический вестник», пока находился в следственном изоляторе № 1 Минска и в изоляторе временного содержания № 8 Жодино. Ему также разрешили оформить подписку на первое полугодие 2021 года, когда он находился в могилевской колонии № 4. Однако сотрудники колонии не передали ему майский выпуск 2021 года и отказали в продлении подписки до конца 2021 года.

16 июня 2021 года исполняющий обязанности начальника колонии № 4 Дмитрий Елисеенко заявил, что отказ связан с ч. 2 ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса, которая запрещает заключенным «получение, приобретение, хранение и распространение изданий, пропагандирующих войну, разжигание расовой, национальной, религиозной вражды или розни, насилие или жестокость, изданий порнографического характера, а также подписка на них». Он не уточнил, в какой именно части «Католического вестника» содержалась запрещенная информация.

Начальник колонии Елисеенко также ложно утверждал, что узник совести Емельянов не подавал заявку на подписку на «Католический вестник» на вторую половину 2021 года. Его мать отметила, что сотрудники колонии вручную вычеркнули эту газету из списка изданий, на которые заключенные могли подписаться.

Визиты священнослужителей также запрещены. После ареста 18 марта 2021 года Ольга Золотарь неоднократно просила о визите католического священника. Однако Следственный комитет, в производстве которого находилось уголовное дело против нее, отказал в таком разрешении. Наконец, 2 июня 2021 года администрация тюрьмы разрешила визит нунция Ватикана архиепископа Анте Йозича. Мать Золотарь ранее пыталась передать ей молитвенник, но администрация колонии отказала ей.

В ожидании суда в СИЗО-1 Минска до апреля 2021 года Павел Северинец не менее пяти раз письменно просил о посещении православного священника, а его жена Ольга трижды просила о таком визите священнослужителя. Представители религиозных организаций также просили о свиданиях с ним. Однако за девять месяцев не было разрешено ни одного пастырского визита.

Отказ в посещении священнослужителей является нарушением Минимальных стандартных правил обращения с заключенными ООН (известных как «Правила Манделы», A/C.3/70/L.3). Правило 65 включает положение: «Заключенных нельзя лишать возможности доступа к квалифицированным представителям любого вероисповедания».

Нынешние или бывшие политзаключенные отмечают трудности с посещением ограниченных богослужебных собраний, разрешенных в тюрьмах. Администрация колонии № 24 в Заречье Гомельской области не допустила православную христианку Елену Мовшук на богослужение в колонии 25 августа 2021 года. Администрация колонии отказала в доступе к ней православного священника.

Медсестра из Витебска Юлия Кашеверова была освобождена из тюрьмы 16 сентября 2021 года после почти года заключения, в основном в колонии № 4 в Гомеле. «В трудовом лагере были курсы иностранного языка и экономики, – рассказала она 21 сентября. – Но нам, политзаключенным, не разрешали посещать клубы, церковь, спортзал или места учебы».

Отказ в доступе на богослужения и религиозную литературу также является нарушением Правил Манделы. Правило 66 гласит: «В пределах практической возможности каждому заключенному должно быть разрешено удовлетворять свои религиозные потребности, участвуя в религиозных обрядах в стенах тюремного учреждения и имея в своем распоряжении религиозные писания, свойственные его вероисповеданию».

15 июля 2021 года «Форум 18» обратился в Департамент исполнения наказаний МВД в Минске с письменным запросом, почему тюремная администрация отказывает заключенным (особенно политзаключенным) в свободе религии или убеждений, включая право на посещения священнослужителей, а также на получение и хранение религиозной литературы и предметов, таких как шейные кресты. «Форум 18» еще не получил (в январе 2023 года) ответа. Такие нарушения продолжаются.

Свобода религии и убеждений заключенных по белорусскому законодательству

Обращение режима со своими заключенными часто противоречит его собственному законодательству, а также международным стандартам в области прав человека. Статья 12 Уголовно-исполнительного кодекса гарантирует заключенным, отбывающим наказание, свободу вероисповедания, при этом заключенным разрешено «единолично или совместно с другими осужденными исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов, не запрещенных законом». Им также разрешено иметь и использовать религиозные предметы и литературу.

Однако статья 12 ограничивает возможность реализации этой свободы следующим положением: «При отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов не должны нарушаться Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, а также права других осужденных».

В соответствии со статьей 174 Уголовно-исполнительного кодекса, приговоренным к смертной казни разрешено свидание со священником. Однако, в нарушение Минимальных стандартных правил обращения с заключенными ООН (известных как Правила Манделы, A/C.3/70/L.3), таким заключенным не могут быть предоставлены пастырские посещения, которые они запрашивают. Заключенных, приговоренных к смертной казни, уведомляют об их казни всего за несколько минут, что делает невозможными последние встречи с семьями и другими лицами, такими как духовенство.

Пункты 116 и 117 Постановления МВД от 13 января 2004 года (с последующими поправками от 30 июня 2021 года) о правилах работы следственных изоляторов и аналогичного Постановления МВД от 30 ноября 2016 года (с последующими поправками от 2 августа 2021 года), касающегося центров временного содержания, обеспечивают заключенным, находящимся под стражей, религиозную литературу и другие предметы, а также возможность посещения священнослужителей.

«Лицам, содержащимся под стражей, разрешается иметь при себе и пользоваться религиозной литературой, предметами религиозного культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения, кроме колюще-режущих предметов, изделий из драгоценных металлов, камней либо представляющих собой культурную и историческую ценность», – гласит пункт 116 Постановления Министерства внутренних дел 2004 года.

«Для оказания духовной помощи лицам, содержащимся под стражей, по их просьбе и с разрешения органа, ведущего уголовный процесс, допускается приглашение в СИЗО представителей религиозных конфессий, зарегистрированных в Республике Беларусь. Услуги служителей религиозных конфессий оплачиваются за счет лиц, содержащихся под стражей», – говорится в пункте 117.

Правила для заключенных, отбывающих наказание в тюрьмах (изложенные в постановлении МВД от 20 октября 2000 г., последние поправки внесены 10 августа 2021 г.) и в исправительных учреждениях открытого типа (изложенные в приказе МВД от 13 января 2017 г., последние поправки внесены 22 октября 2019 г.), отмечают, что в тюрьмах могут быть места для отправления культа. Однако в правилах нет гарантий свободы вероисповедания или убеждений для заключенных.

Религиозная собственность

Многие общины, не имеющие официальных мест отправления культа, считают невозможным перепрофилировать собственность таким образом, чтобы ее можно было легально использовать для отправления культа. Без определенного места отправления культа законное осуществление свободы религии и убеждений требует предварительного разрешения государства. Чиновники часто отказывают в этом разрешении. Протестантские общины, как правило, считают невозможным переделать собственность таким образом, чтобы ее можно было использовать для богослужений в соответствии с законом. Православные и католические общины пострадали меньше, отчасти потому, что они с большей вероятностью занимают специально отведенные исторически сохранившиеся места отправления культа.

Многие места отправления культа, конфискованные в советское время, в 1990-х годах были возвращены по их просьбе первоначальным владельцам: православным, католическим, мусульманским и еврейским общинам (если общины были зарегистрированы).

В собственности государства осталось всего несколько исторических культовых сооружений, так как в 1990-е годы их возвращение не запрашивалось. Впоследствии многие из религиозных общин неоднократно, но безуспешно обращались за восстановлением права собственности. В этих случаях государство оплачивает дальнейшее содержание здания, а религиозная община, использующая здание, уплачивает государству определенную сумму в виде арендной платы и коммунальных платежей. Срок действия этих соглашений не ограничен. Католический журналист Максим Гацак предположил «Форуму 18» в августе 2020 года, что власти сейчас не хотят возвращать право собственности, поскольку «всегда легче шантажировать общины, используя собственность, которой те не владеют».

Один из таких случаев произошел в Минске, где костел Святых Симеона и Елены (известный из-за своей кирпичной кладки как Красный костел) столкнулся с крупным финансовым счетом от государства за фасадные работы. Считается, что власти сделали работу только для того, чтобы снаружи здание выглядело хорошо для туристов, как то посетителей Европейских игр 2019 года. От церкви также требуют почти 13 000 рублей в месяц в качестве арендной платы государственной компании «Мінская спадчына», которой передано право собственности на костел. «Почему мы должны платить государству 13 000 рублей в месяц за то, чтобы молиться в собственном храме?» – заявил приходской священник Станислав Станевский независимому информационному агентству Naviny.by в июле 2020 года.

Также приходу не сообщили перед началом работ, сколько власти затребуют с прихода. Люди, связанные с Красным костелом, сказали «Форуму 18», что, по их мнению, им потребуется не менее 75 лет, чтобы заплатить властям ту сумму, которую те требуют. «Похоже, что государство, не спрашивая прихода, решило дать нам большой долг, а теперь требует, чтобы мы его заплатили», – заявили католики «Форуму 18».

«Мінская спадчына» не объяснила, почему она в одностороннем порядке навязывает крупный счет или отказывается вернуть костел католикам. Последний отказ был в июне 2020 года, а петиция прихожан с просьбой к Администрации президента вернуть Красный костел в собственность приходу за первую неделю набрала 5000 подписей.

Рано утром 26 сентября 2022 года в ризнице, пристройке к Красному костелу, вспыхнул пожар. На следующий день Katolik.life отметил, что в ризнице рядом с местом возгорания были разбиты два окна, а ОМОН за три часа до возгорания перекрыл площадь. Прихожане рассказали Katolik.life, что, по словам костельного сторожа, «перед тем, как в костеле появился дым, был слышен грохот». Следственный комитет приехал практически вместе с МЧС, что прихожане охарактеризовали как «странно и неоднозначно». Katolik.life также отметил, что следователи забрали компьютеры и записи видеонаблюдения.

Приходу не был предоставлен доступ к информации о ходе расследования. Приход направил запрос в Следственный комитет о предоставлении информации о результатах.

И в Московском РОВД, и Следственном комитете отказались обсуждать с «Форумом 18» подозрительные обстоятельства пожара и ход расследования.

5 октября 2022 года «Мінская спадчына», строительное агентство, в ведении которого находится костел, приказала приходу вывезти все свое имущество из здания к 12 октября. Чиновники не назвали график ремонта, который, по их утверждению, они проводят.

«Несмотря на небольшую площадь повреждения, весь костел опломбирован и недоступен для проведения богослужений», – пожаловался приход в онлайн-петиции за открытие храма для богослужений. Он призвал разрешить возобновить богослужения в основной части храма, галлерее или во дворе вне храма.

«Мінская спадчына» отказалась объяснить «Форуму 18», почему был закрыт доступ в храм, хотя пострадала лишь небольшая его часть, когда начнутся реставрационные работы и будет ли приход нести расходы на ремонт.

Католики в Могилеве, Гродно, Бобруйске и Несвиже также безуспешно пытаются вернуть себе свои исторические храмы, которыми они пользуются.

Одно из самых давних имущественных дел касается церкви «Новая жизнь», которая в 2002 году купила свое здание – бывший коровник на западной окраине Минска. Церковь превратила здание в свое место поклонения, сделав его просторным, современным сооружением, но власти отказались изменить его юридическое назначение как коровника. Это контрастирует с заброшенным железнодорожным вагоном в 500 метрах от здания «Новой жизни», который с января 2001 года беспрепятственно использовался общиной Белорусской православной церкви (Московского патриархата). Эта община затем построила церковь, также без каких-либо препятствий со стороны режима.

Начиная с 2009 года, режим неоднократно пытался выселить церковь «Новая жизнь». 17 февраля 2021 года 30 милиционеров и судебных приставов насильно выселили «Новую жизнь» из ее здания, срезав дверной замок угловой шлифовальной машиной, чтобы попасть внутрь. Исполнительный лист пристава подписал Алексей Петрукович, но объяснять «Форуму 18», почему произошло выселение и почему применялась сила, он отказался.

Исполнительное управление заявило, что выполняет постановление Высшего хозяйственного суда от января 2009 года. 18 февраля 2021 года секретарь начальника исполнительного управления отказался объяснить «Форуму 18», почему городские власти решили выселить церковь 12 лет спустя.

Администратор «Новой жизни» Виталий Антончиков подозревал, что причиной внезапного выселения стало то, что «Новая жизнь» записала и 21 ноября 2020 года разместила на своем YouTube-канале видео членов церкви против насилия режима в отношении протестующих, возражающих против фальсификации выборов.

После того, как церковь «Новая жизнь» была изгнана из собственного места отправления культа, она каждое воскресенье в любую погоду проводила свои богослужения на автостоянке.

Артем Цуран, зампредседателя Мингорисполкома, впоследствии отверг все попытки церкви «Новая жизнь» добиться разрешения проводить собрания на автостоянке или вернуть здание.

1 августа 2022 года Цуран написал предупреждение церкви о том, что она нарушила закон, проведя воскресные богослужения на церковной автостоянке 26 июня и 24 июля без официального разрешения. Он предупредил, что если «нарушение» повторится в течение года, уполномоченный по делам религий и национальностей может обратиться в суд с требованием о ликвидации церкви с возможным запретом ее деятельности на момент рассмотрения иска судом.

1 сентября 2022 года «Новая жизнь» обратилась в Мингорисполком с просьбой разрешить проведение воскресных богослужений на автостоянке церкви. Зампредседателя Цуран 15 сентября отказал в разрешении на основании Постановления № 49 Совета министров, требующего предварительной оплаты режиму за мероприятия (см. выше), и заявив, что «Новая жизнь» не предоставила информацию, требуемую Законом о массовых мероприятиях (см. выше). Церковь ответила 16 сентября «со всей запрошенной информацией о наших собраниях» (просмотрено «Форумом 18»).

19 сентября 2022 года в РОВД Фрунзенского района был вызван и задержан на несколько часов пастор «Новой жизни» Вячеслав Гончаренко. В тот же день суд оштрафовал его на двухмесячный средний заработок по статье 24.23 КоАП («Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий»). 22 сентября 2022 года тот же суд оштрафовал пастора Антония Бокуна из минской пятидесятнической церкви Иоанна Предтечи, который регулярно поддерживал церковь «Новая жизнь», примерно на двухмесячную среднюю зарплату по статье 24.23 после того, как его на ночь задержала милиция.

25 сентября 2022 года милиция запретила воскресное богослужение церкви, проводимое на открытом воздухе на ее автостоянке, пригрозив задержать любого, кто не уйдет. Это вынудило «Новую жизнь» прекратить очные богослужения, которые она проводила на церковной автостоянке каждое воскресенье в любую погоду после насильственного выселения в феврале 2021 года. Церковь продолжает проводить собрания онлайн или в помещениях других церквей.

28 сентября 2022 года зампредседателя Мингорисполкома Цуран ответил на письмо пастора Гончаренко от 16 сентября, настаивая на том, что все собрания должны иметь предварительное одобрение властей. Он добавил, что, поскольку пастор Гончаренко был наказан за проведение несанкционированной массовой акции, он не может организовывать никаких собраний.

Ни Цуран из Мингорисполкома, ни начальник отдела идеологии Ольга Чемоданова, которая составляла письма Цурана, не ответили на вопросы «Форума 18» 3 октября 2022 года.

Контроль иностранцев

Режим строго контролирует осуществление иностранными гражданами своей свободы религии и убеждений, и только те конфессиональные общины, которые имеют разрешение государства на существование, могут приглашать иностранцев для работы с ними. Уполномоченный по делам религий и национальностей единолично решает, является ли религиозная деятельность иностранного гражданина «необходимой», и может отказать в разрешении без объяснения причин.

Только зарегистрированные религиозные общины могут приглашать иностранных граждан для любой публичной религиозной деятельности. Если государство предоставляет такое разрешение, оно действительно только для той религиозной общины, которая его получила.

В соответствии с Постановлением Совета министров от января 2008 года (последние поправки внесены в июле 2018-го) разрешение на работу иностранных граждан в религиозных целях (будь то в качестве резидента или в качестве гостя) выдается или отклоняется уполномоченным по делам религий и национальностей. Иностранные граждане должны продемонстрировать знание государственных языков Беларуси (белорусский и русский) для выполнения религиозной работы. Уполномоченный определяет срок разрешения (до одного года), может в любое время отозвать его и не обязан сообщать причины отказа.

Если уполномоченный разрешает работу иностранного религиозного деятеля, отдел идеологии облисполкома обязан выдать справку, в которой указывается, в какой именно религиозной общине может работать данное лицо, и точные сроки, на которые предоставляется разрешение. (обычно три месяца, шесть месяцев или один год).

Уполномоченный может отказать иностранному религиозному деятелю в разрешении на ведение религиозной деятельности без объяснения причин. Такие решения полностью находятся в компетенции уполномоченного и трудны для оспаривания общинами.

Католическая церковь больше всего пострадала от такого контроля в отношении иностранцев, приглашенных для служения в страну, хотя Белорусская православная церковь (Московский патриархат) также столкнулась с отказами в разрешении на служение.

Такое разрешение может быть внезапно отозвано без объяснения причин. 2 сентября 2020 года уполномоченный написал письмо католическому епископу Витебскому Олегу Буткевичу, в котором без объяснения причин отменил разрешение на работу и служение о. Ежи Вилька. Согласно письму, с которым ознакомился «Форум 18», уполномоченный уведомил епископа всего за один день о решении, которое вступило в силу 3 сентября 2020 года.

Отец Вильк был приходским священником костела святого Михаила Архангела в селе Воропаево, примерно в 200 км к западу от Витебска. Он служил в Беларуси с 2003 года и отлично владел белорусским языком. Отец Виктор Мисевич из Витебской епархии сказал «Форуму 18» в сентябре 2020 года, что отец Вильк «никогда не нарушал закон, общителен и активен в своей приходской деятельности. Он даже играет в футбол за Витебскую епархию». Гражданин Польши, отец Вильк имел необходимое разрешение на работу священником от уполномоченного, которое было действительно до 14 февраля 2021 года.

Начальник отдела по делам религий и национальностей аппарата уполномоченного Андрей Аряев отказался объяснить «Форуму 18», почему о. Вильк внезапно лишился права служить священником.

В последнем известном случае гражданин Польши отец Юзеф Генза служил священником католического прихода в Гродно с 1997 года. В конце 2022 года уполномоченный Румак отказал его епископу в просьбе продлить разрешение на продолжение его служения в стране. Отслужив последнюю мессу в гродненском костеле Пресвятого Искупителя, 27 декабря отец Генза покинул Беларусь после 25-летнего служения.

Аряев из религиозного отдела аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей отказался сообщить, почему уполномоченный Румак отказал в просьбе епископа о продлении права отца Гензы на ведение религиозной деятельности. «Согласно законодательству Беларуси, уполномоченный имеет право не комментировать такие решения. Он не будет комментировать», – сказал Аряев «Форуму 18». Аряев тоже отказался комментировать это решение.

Страх изгнания является сильным фактором для Католической церкви, около 80 из примерно 500 священников которой в 2020 году были иностранными гражданами. В 2006 году более 125 из тогдашних примерно 250 священников были иностранными гражданами.

Иностранным гражданам, проживающим на законных основаниях, не являющимся религиозными деятелями, запрещается любое активное участие – в отличие от пассивного посещения – в религиозных общинах. Два предупреждения в течение одного года или неустранение «нарушения» могут привести к лишению сообщества регистрации и, таким образом, разрешения на законное существование.

Уполномоченный по делам религий и национальностей также отказывал протестантским и католическим общинам в разрешении приглашать конкретных лиц из-за рубежа для участия в религиозных собраниях.

Конец нарушениям прав человека?

Решения нынешнего белорусского режима произвольны и непредсказуемы, демонстрируют растущее неуважение к верховенству закона и юридически обязательным международным обязательствам Беларуси в области прав человека. Нет никаких признаков того, что нынешний режим прекратит нарушения свободы религии и убеждений и других прав человека тех людей, которыми он управляет.


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава