Бумага как щит
Надежда Свиргуль рассуждает о христианском сопротивлении тоталитаризму на примере организации «Белая роза» и святого мученика Александра Шмореля (1917, Оренбург, Россия — 1943, Мюнхен, Германия).
«Там, где сжигают книги, в конце сжигают и людей» (Генрих Гейне).
10 мая 1933 года в Германии был объявлен «праздник костра». На площадях жгли книги не угодных режиму авторов. Об этой акции не могли не знать студенты — герои нашей публикации, ведь эффект события был направлен пропагандой именно на привлечение молодежи на сторону национал-социалистов.
Среди этих студентов с большой долей вероятности могли быть будущие участники группы сопротивления «Белая роза» — христианской молодежной стихийно образовавшейся организации. Однако их акции были не менее амбициозными по своему размаху и эффективными по воздействию на историю.
Как показала дальнейшая история, Генрих Гейне оказался прав, открыв сакральный закон, связывающий обыденную реальность и возвышенную виртуальность книг, — и оценив последствия цензуры в отношении правды. Вероятно, не могли не знать об этом и кружковцы, которые активно увлекались религиозно-философской литературой, тоскуя по духовной Германии.
Позволим себе отзеркалить изречение Гейне: «Кто восстанавливает книги, в конце спасет от смерти людей». Даже если сами спасители в итоге погибнут…
Участники христианского кружка «Белая роза» печатали и распространяли листовки с текстами, в которых обращались к немецкому народу, стараясь раскрыть глаза на преступления и античеловеческую природу режима, пробудить религиозное чувство и совесть, которую Гитлер назвал химерой, призывали к саботажу, взывали к восстанию молодежи. Всего было издано 6 листовок.
Незадолго до ареста Софи Шолль из «Белой розы» сказала: «Так много людей умирает за этот режим. Настало время кому-то умереть в борьбе против него». Листовок было шесть — казнили также шестерых. По закону Гейне. За каждую листовку, порцию неотцензурированной правды — жизнь.
Огромный тираж в несколько тысяч экземпляров развозился небольшой группой людей по разным городам, чтобы создать эффект повсеместности сопротивления. Апогеем активности «Белой розы» стал бунт в Мюнхенском университете, приведший к режиму чрезвычайного положения, о чём написали в тогдашней прессе. Было и расписывание антинацистскими лозунгами Мюнхена — и даже бара, где произошел гитлеровский пивной путч. А ведь это была еще пока не побежденная Германия 1943 года, в сердце которой действовали простые студенты!
На них объявило охоту гестапо, за голову главного «преступника» обещали 1000 марок. Заметили их не только нацисты — через дружественную группу сопротивления о листовках узнали англичане и сбросили миллион экземпляров шестой листовки с самолета. Листовку читали на оккупированных, на освобожденных территориях и даже в концлагерях, и это, по воспоминаниям заключенного из Аушвица, вселяло надежду, что «в Германии не перевелись нормальные люди».
Закон Гейне был приведен в действие. Круг замкнулся. Юные исследователи литературы, в противовес сжигателям книг, помогли спасению человеческих жизней: ведь в лагерях смерти простое ободряющее слово могло укрепить в борьбе за то, чтобы выжить и остаться человеком. Томас Манн, один из людей, чьи книги предавались огню в «праздник костра», на радиостанции BBC назвал их мучениками и сказал: «Они положили свои молодые головы на плаху за свои убеждения и честь Германии… Славные, храбрые люди!.. Вы умерли не напрасно, вы не будете забыты».
Два мемориала есть в нынешней Германии — о них уже не узнают те немецкие студенты, так высоко ценившие духовную культуру немцев. Оба вмурованы в площадь. Один — в память о сожженных книгах. Это пустая библиотека со стеклянным потолком, встречающая зрителя цитатой Гейне и пустыми полками, напоминающими концлагерные бараки. И второй — ставшие железными, рассыпанные на полу листовки «Белой розы» как вызов первому мемориалу. Листовки заграждают для людей вход в ужасающую пустую библиотеку, где вместо книг в случае победы идеологии Третьего Рейха непременно оказались бы новые души. Своим подвигом студенты превратили бумагу в железный щит.
Вот краткое содержание листовок.
Первая, вдохновляющая, призывала личность к пробуждению и сопротивлению любой абсолютистской системе, ее подавляющей. Под таковой имелась в виду опротивевшая народу власть нацистов, на которую возлагалась ответственность за бедствия Германии. Листовка предупреждала о будущем позоре нации в случае равнодушия и отсутствия сопротивления.
Вторая, разъясняющая, проливала свет на скрытые преступления нацизма: уничтожение евреев в концлагерях, террор в отношении польской молодежи. Об этом студенты знали из свидетельств знакомых, побывавших на войне. Вина за происходящее также возлагалась на каждого равнодушного человека.
Третья, саботажная, разъясняла нравственную обязанность каждой личности ликвидировать диктатуру зла и содержала инструкцию к активным действиям. В ней перечислялись способы ненасильственного сопротивления: саботаж режимной прессы, саботаж всех мероприятий, проводимых национал-социалистами, саботаж на предприятиях, которые работают на продление войны.
Четвертая, религиозная, вскрывала ложь Гитлера и обнажала демоническую сущность режима: «Говоря о мире, он подразумевает войну». Истинная природа антифашистского сопротивления, согласно листовке, — «это борьба против посла антихриста». Народ призывался к религиозному пробуждению.
Текущим событиям придавался апокалиптический характер. «Белая роза» взяла на себя ответственность за совесть народа, отнятую Гитлером.
Пятая, антивоенная, утверждала, что Гитлер объективно не может выиграть войну и ведет народ в бездну. Предрекалась неизбежная освободительная война и возникновение новой христианской Европы без преступных режимов. Согласно тексту, Христос — Ника, освободивший из рабства евреев, Избавитель людей от власти смерти и Бог, приводящий к победе, в том числе и во Второй мировой войне.
Шестая предназначалась для немецкой молодежи и была приурочена к поражению вермахта под Сталинградом (в то время одного человека, признавшего, что Германия потерпела неудачу, казнили на гильотине по доносу). Листовку написал профессор Курт Хубер. Он понимал, что молодежь была одурачена и духовно искалечена пропагандой режима, но, с другой стороны, именно с молодежью связывал последнюю надежду на пробуждение скованного цепями лжи немецкого народа. Акцент в листовке делался на протесты в Мюнхенском университете, с ожиданием дальнейшего развития студенческой забастовки.
«Белая роза» не имела политической окраски и преследовала лишь нравственно-религиозные цели, тем самым отличаясь от известной коммунистической «Красной капеллы». Лидер «Белой розы» Александр Шморель, русский немец, записался в медицинский корпус, дабы не участвовать в боевых действиях, а судили его за подрыв боеспособности вермахта, то есть фактически как отказника и шпиона, пытали и в итоге казнили.
Побывав в оккупированной России, став свидетелями нацистской жестокости и военных преступлений, участники «Белой розы» помогали пленным и беженцам, носили им передачи. Они не стремились учинить кровавый мятеж, не партизанили с оружием в руках. Их деятельность была реакцией на наступление сил мира сего на христианскую Церковь и угрозу истине Христовой. Вся их жизненная активность сосредотачивалась на общении с интеллигенцией, изучении русской и немецкой религиозно-философской литературы, походах и дружбе. Вильгельм Граф состоял в католической организации «Серый орден», участники которой интересовались богословием и даже размышляли о реформе богослужения в сторону сближения с православием, Александр Шморель занимался на досуге скульптурой, Кристоф Пробст был любящим семьянином…
Божий Промысл вел группу между двух главных зол эпохи. Они избежали обоих соблазнов — как фашизма, так и коммунизма. Тоталитаризм, подавляющий личность, был осужден ими в самой первой листовке, ложь открыто революционного и псевдогероического путей развития человечества была раскрыта любимым ими Достоевским. Красная революция коснулась Шмореля в прошлом его семьи — они были эмигрантами из России. И главное — две идеологии ясно противопоставляли себя Церкви, пытаясь создать свои пародии на нее — коммунистический рай на земле или псевдогероический Третий Рейх. Но сердца молодых немцев из «Белой розы» были до краев заполнены Христом. Они выбрали истинную христианскую Церковь.
Участники «Белой розы» боролись с нацизмом — но точно так же боролись бы и с коммунизмом, предоставь Бог им такую задачу. Отчасти такой борьбой было противостояние обществу, где поощрялись и культивировались доносы (вспомним, как процветало стукачество в СССР), а также сопротивление судившему группу «народному суду» — ведь такие же «народные суды», ломавшие жизни, действовали и у коммунистов.
Александр Шморель отвергал большевизм так же, как и национал-социализм: так он заявил следователю после поимки. Сознавая, что режимы Германии и СССР суть одно и то же, он очень жалел русских на оккупированных территориях, ожидавших от немцев освобождения из большевистского рабства.
К слову, о близости антихристианских режимов свидетельствует удивительная историческая параллель, оценить которую предлагаем самим читателям.
Римский император Диоклетиан устроил гонения на христиан 23 февраля 303 года, в день языческого бога Терма — охранителя границ, потому что хотел заручиться его поддержкой в попытках ограничить распространение христианства в пределах империи.
23 февраля 1918 года была создана революционная Красная армия.
24 февраля 1920 года нацисты создали свою партию и в дальнейшем отмечали этот день как праздник.
22 февраля 1943 года были казнены на гильотине Кристоф Пробст, Ганс и Софи Шолль. 24 февраля арестовали Шмореля.
24 февраля 2022 года началось наступление России на Украину, начавшееся с речи Путина о декоммунизации в Украине.
Всё беззаконие происходило вокруг этих дат: у язычников, нацистов, коммунистов…
Александр Шморель в свое время восхищался смертью адмирала Колчака: тот командовал собственным расстрелом. Проявить подобную храбрость удалось и самому Шморелю — в предсмертных письмах он обещал, что будет помогать родным и после казни. Такую смелость давала ему глубокая вера в бессмертие. Вера сделала его героизм большим, чем просто героизм подпольщика в сопротивлении. Его подвиг сравним с успешной работой разведчика на невидимом фронте, только в несколько другой плоскости — на духовном уровне.
Реальность этого фронта во все времена ясна для христиан, и Александр был не одним воином в поле. В августе 1943 года в Австрии был казнен отказник от армии Франц Егерштеттер. В 1938 году он видел пророческий сон о надвигающемся бедствии и, когда началась война, отказался присягать Гитлеру. Будто бы прочитав призыв из третей листовки, он отверг даже малую жертву в пользу Рейха — пфенниг, лепту того времени.
Франц Егерштеттер был верен Христу до смерти на всех этапах ссылок и давления на него государства. Он канонизирован Католической Церковью как мученик, а Шмореля провозгласила мучеником Православная Церковь.
Почему мученики? Это ясно из следующего. Казалось бы, любое, самое малое присутствие Церкви в делах войны очень раздражало Рейх: нацисты чувствовали ее святость. Делом Шмореля занимались глава имперской канцелярии Мартин Борман и генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, издавший срочный приказ уволить всех друзей Александра из армии. Прошение о помиловании Шмореля было отвергнуто самим Гитлером. Не слишком ли большая честь для «Белой розы», если бы их борьба была так безобидна для системы?
Значит — не безобидна.
В одной из проповедей католический епископ фон Гален, известный выступлениями против эвтаназии, призывал пасомых быть «твердыми как наковальня под ударами молота» в борьбе с тайной полицией. Эти проповеди перекликаются со словами священника в фильме о Франце Егерштеттере «Тайная жизнь» (2019). Невидимые границы духовного фронта борьбы со злом очерчиваются только Церковью — мистическим Телом Христовым, для которого репрессии не являются преградами, ход времени — управляется пророчествами, конфессиональные различия — преодолеваются единством Тела Христова, как преодолеваются и физические расстояния между людьми в разных странах, преодолевается даже смерть, если после нее борьба не заканчивается.
Именно такого рода фронт открылся и у нас в Беларуси, когда православные, католики и протестанты проявили единство, собрались вокруг основы нашей веры — Христа и выступили против глобального зла, как в «Повести об антихристе» В.С. Соловьёва.
Жизнь Александра Шмореля демонстрирует правильное отношение христианина к войне. Мы должны
— противиться временным человеческим империям, используя оружие правды против лжи князя мира сего;
— свою свободную волю направлять по воле Божьей, а не человеческой;
— быть готовыми в любой момент сделать окончательный нравственный выбор в пользу Христа;
— и, даже отказавшись от службы в армии, не отказаться от службы в Христовом воинстве святых.
Ведь главной для человечества будет последняя война — Армагеддон.
Святой мученик Александр, моли Бога о присоединении нашей Церкви, молодежи и армии к небесному воинству. Аминь.