«Зачистка» в Гродненской епархии БПЦ
Стало известно о важных кадровых переменах в Гродненской епархии, которые произвел сменивший опального архиепископа Артемия (Кищенко) епископ Антоний (Доронин).
Во-первых, официально подтверждено, что протоиерей Георгий Рой подал прошение об освобождении его от должности настоятеля Свято-Покровского кафедрального собора. Во-вторых, протоиерей Анатолий Ненартович также подал прошение — об освобождении от должности секретаря Гродненской епархии. Оба вакантных поста занял протоиерей Николай Лабынько, бывший ранее секретарем Слуцкого епархиального управления. Сегодня епископ Антоний представил приходскому совету Покровского собора и коллективу епархиального управления нового шефа.
Лабынько к епископу Антонию особо приближенное лицо: в 2015 году он был поставлен на замену еще одного влиятельного и «неудобного» настоятеля — протоиерея Михаила Понуждаева, возглавлявшего приход храма Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Чижевичи Солигорского района. Тогда замена прошла не очень гладко и привела к затяжному конфликту бывшего настоятеля с руководством БПЦ.
Ранее пресс-секретарь Гродненской епархии диакон Дмитрий Павлюкевич на своей странице в Фейсбуке сообщал о том, что протоиерей Анатолий Ненартович уже не секретарь епархии, протоиерей Георгий Рой не настоятель кафедрального собора, а иерей Николай Гайдук не настоятель домового храма архиерейского подворья в Гродно. Официального подтверждения на данный момент ожидает лишь третья позиция в списке — указ пока не опубликован. Хотя священник Николай Гайдук уже с грустной иронией отметил в Фейсбуке, что они с собратом Георгием Роем заключали пари — кого первым снимут после отставки архиепископа Артемия, — а сняли одновременно обоих.
Скорее всего, это только начало «чистки» в мятежной епархии. Надо сказать, что сама по себе замена ключевых постов в епархии при смене епископа еще ничего особенного не значит. Это обычная традиция в РПЦ. Как правило, новый архиерей прибывает со своей командой, с которой привык работать, и эти люди, обычно, ставятся на ключевые посты секретарей епархий и настоятелей главных храмов. Иногда ставят и из местных, как это делал митрополит Павел (Пономарёв), но всё равно тех людей, кого сами приблизили.
В случае с Гродненской епархией скоропостижность таких кадровых изменений и их политическая ангажированность очевидны. Например, протоиерей Георгий Рой — один из немногих священнослужителей, которые открыто выражали свою скорбь по поводу насилия и беззакония в стране. Он говорил об этом не только в сетях, но и с амвона собора. Кроме того, в соборе проводилась регулярная молитва за прекращение террора и мир в Беларуси. В знак этого и для поддержки пострадавших и их близких после выборов ежечасно звучал большой колокол собора.
Перемены в Гродненской епархии ожидаемые, и продиктованы не столько традиционным желанием епископа иметь рядом с собой «своих» людей, сколько потребностями той миссии, которую на него возложили власти: превратить бывшую вольнодумную епархию в образец лояльности режиму. Или хотя бы «заровнять» ее до общего безропотного уровня всей прочей БПЦ.