День новомучеников и исповедников Беларуси отметили православные беларусы в прошедшее воскресенье.
В 2011 году Синод БПЦ постановил совершать это празднование в ближайшее воскресенье после 28 октября. Таким образом, день памяти новомучеников оказался календарно близким к Ночи расстрелянных поэтов — воспоминанию о казни множества представителей национальной творческой интеллигенции в ночь с 29 на 30 октября 1937 года.
Краткий тезаурус:
- мученики — христиане, которые даже ценой своей жизни не отреклись от веры в Христа;
 - исповедники — христиане, подвергавшиеся за веру преследованиям, но умершие своей смертью;
 - новомученики — мученики, которые пострадали за веру Христову в годы коммунистического террора с 1917 года по конец 1950-х. Большинство таких святых — это священники, расстрелянные в 1930-х годах.
 
Празднование отдельного дня новомучеников и исповедников Беларуси стало возможным в основном благодаря трудам протоиерея Феодора Кривоноса, который, будучи профессиональным историком, еще до принятия сана стал работать над темой репрессированных священнослужителей, разыскивая в архивах КГБ сведения о них. 23 репрессированных священника, служившие в границах нынешней Минской области, благодаря исследованиям отца Феодора, были причислены к святым в 1999 году. К слову, они являлись клириками тогдашней Минской епархии, на территории которой действовала Белорусская автокефальная православная церковь, объявленная в 1927 году и разгромленная к 1939 году. Именно клириками БАПЦ и стоит, строго говоря, считать большинство канонизированных новомучеников Беларуси.
Позже к ним добавились имена священнослужителей из других регионов. Часть Собора составляют церковные деятели, репрессированные после Второй мировой войны по надуманному обвинению в коллаборационизме. Это миссионер архимандрит Серафим (Шахмуть), священник Матфей Крицук из-под Несвижа, а также мирянин — витебский юрист Владимир Еленевский.
В стиле лицемерной коммунистической политики верующих формально преследовали не за веру, но вменяли им разного рода политические статьи, а поэтому для своей эпохи новомученики были типичными политзаключенными.
Режим Лукашенко, не скрывающий своей ностальгии по советской эпохе и во многом копирующий ее, таким же образом преследует священнослужителей — якобы «за политику», когда ему не по нутру их пастырская деятельность. И неспроста в нынешнем церковном официозе тема новомучеников всячески затушевывается, вплоть до снятия икон, как это мы видели в гродненском кафедральном соборе.
Сейчас, в годы повсеместных репрессий в Беларуси, почитание новомучеников и исповедников приобретает особый смысл и значение. Люди, убитые безбожным режимом почти век тому назад, становятся своеобразной ролевой моделью для тех, кто считает своим долгом свидетельствовать о правде Христовой в условиях постсоветской диктатуры.






