Бывший политзаключенный блогер Vadimati: «Ходил с баптистами… они меня принимали»
Вадим Ермашук, юрист, гражданский активист и блогер из Гродно, известный под псевдонимом Vadimati, осужденный на три год заключения за оскорбление Лукашенко, рассказал в интервью изданию «Наша Ніва» о своей жизни в заключении. В том числе он поделился и своим опытом взаимодействия с религиозными общинами.
Поскольку Вадим гей и силовики сделали ему принудительный «аутинг», опубликовав снятое скрытой камерой в его квартире видео сексуального взаимодействия с другим мужчиной, политзаключенный в колонии получил так называемый «низкий статус».
Это значит, что с ним не могли физически взаимодействовать другие заключенные, в том числе через предметы быта, а также он был вынужден выполнять самую грязную работу, подвергаясь постоянным оскорблениям, унижающих его человеческое достоинство.
Ерошук рассказал, что заключенным такого статуса запрещалось ходить в церковь:
Я там разочаровался в православии: батюшка приходил, и ксендз, а нас к ним не пускали. А я очень хотел в церковь, когда брат умер — чтобы свечку за него поставить. Ходил с баптистами, им в клубе давали помещение. Они меня принимали, но на них все косо смотрели за это.
Про эту проблему тюремной этики в свое время рассказывал католический священник Александр Жерносек:
Там існуе свая этыка, якая талеруе веру. Напрыклад, т.зв. катэгорыя пакрыўджаных ці апушчаных (обиженный, опущенный – катэгорыя вязняў паводле турэмнай этыкі): ім нельга падаваць рукі. Я не ведаў і павітаўся за руку з адным з іх. Мае веруючыя вязні адразу сказалі мне, што ён пакрыўджаны і што я не магу падаваць яму рукі. Я так і рабіў. Гэта немагчыма змяніць. Да мяне ўжо былі пратэстанцкія пастары, якія спрабавалі супрацьставіцца гэтаму правілу, але ў іх нічога не атрымалася. Справа ў тым, што з-за гэтага праблемы могуць пачацца ў веруючых вязняў: яны вітаюцца за руку са святаром, які вітаецца з пакрыўджаным. Гэты чалавек пазней пачаў адмыслова спазняцца на сустрэчы і сядаць у канцы, каб не ствараць нязручнай сітуацыі. Там проста такія правілы, іх мусяць трымацца і веруючыя і няверуючыя.
Фото: Наша Ніва