Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Одиночный протест. Белорусская православная церковь и война

Одиночный протест. Белорусская православная церковь и война

Одиночный протест. Белорусская православная церковь и война
Аўтар
Наталия Ценгер

НаталияЦенгер

Редактресса журнала Religion & Gesellschaft in Ost und West.

Предлагаем к прочтению статью Наталии Ценгер „Vereinzelter Protest. Die Belarusische Orthodoxe Kirche und der Krieg“, опубликованную на немецком языке в журнале Religion & Gesellschaft in Ost und West 6, 2023, c. 21–22. Перевод выполнен инициативой “Христианская Визия”.

Война России против Украины, которая также ведется с территории Беларуси, вызвала разногласия среди православных верующих. Однако, за некоторыми исключениями, Православная церковь хранит молчание и продолжает сотрудничать с государством. От этого страдает социальный облик церкви, а часть священников и верующих отворачивается от нее.

Со смертью архиепископа Артемия (Кищенко) 22 апреля 2023 года Беларусь лишилась единственного православного епископа, занимавшего откровенно критическую позицию. Артемий, возглавлявший Гродненскую и Волковысскую епархии с 1996 по 2021 год, осудил подавление властями протестов против фальсификации президентских выборов в Беларуси в 2020 году. В известной проповеди 16 августа 2020 года он сказал, что власти «должны встать на колени за все фальсификации, за эту ложь». Он призвал виновных прекратить насилие: «Вы поступаете не по Евангелию! Вы подняли руку на Христа! И вам не будет прощения! И дело ваше никогда не устоит!» В предыдущие 20 лет он довольно открыто занимал критическую позицию по отношению к государству и был единственным епископом Белорусской православной церкви (БПЦ), осудившим военную агрессию России против Украины1https://noek.info/nachrichten/osteuropa/belarus/2895-belarus-regimekriter-erzbischof-artemij-dies.

В своем выступлении на открытии пленарного заседания Конференции европейских церквей (КЕЦ) 14 июня в Таллинне лидер белорусской оппозиции в изгнании Светлана Тихановская почтила архиепископа Артемия. Она процитировала письмо Артемия патриарху Кириллу от 9 июня 2021 года, в котором архиепископ писал: «Наши миряне — порядочнее и честнее всех нас, архиереев, которые, наверное, давно забыли, как должны поступать верующие люди!» Артемий один из тех епископов, которые «не забыли этого»2https://www.youtube.com/watch?v=_QjkVUg0aIs.

Архиепископ Артемий обратился к патриарху через день после того, как Священный синод БПЦ против воли Артемия обратился в Священный синод Русской Православной Церкви (РПЦ) с заявлением о его отставке. БПЦ подчиняется Московскому Патриархату и, следовательно, должна принимать кадровые решения, утвержденные на уровне ее руководства, что РПЦ в данном случае и сделала незамедлительно. В письме Артемий осудил руководство БПЦ за молчание и сотрудничество с государством. Он считал решение Священного синода об его отставке «канонически несостоятельным, политически мотивированным и принятым не во благо Церкви, а в угоду утратившим легитимность гражданским властям»3https://belarus2020.churchby.info/arhiepiskop-artemij-duhovnoe-zaveshhanie/. Его надежде, что Кирилл отклонит это решение, не суждено было сбыться. Ведь различия между ними были настолько велики, что Кирилл даже не счел нужным написать хотя бы несколько строк о смерти архиепископа Артемия4https://publicorthodoxy.org/2023/05/19/the-spirit-of-christian-freedom/.

Преданные правде миряне и священники

Совершенно иная ситуация уровне других православных групп. В отличие от церковного руководства, бесчисленное количество мирян, а также священников участвовали и продолжают участвовать в массовых протестах против фальсификации выборов в 2020 году и в усилиях по созданию демократической Беларуси. Среди арестованных, подвергнувшимся пыткам и осужденных протестующих есть много верующих всех конфессий. Священнослужители немедленно отреагировали на события, предоставляя убежище демонстрантам, посещая задержанных и помогая им, несмотря на риск самим подвергнуться преследованию со стороны судебных органов5См. RGOW 48, 12 (2020): Приказ о бездействии и протесты. Политика и религия в Беларуси и России.. Этот разрыв между убежденными верующими и молчаливым руководством, продолжающим сотрудничать с правительством, наносит ущерб репутации БПЦ в обществе. Разочарованные верующие отворачиваются от церкви, а некоторые присоединяются к другим конфессиям.

Социальная ситуация вновь ухудшилась с началом войны в Украине. Теперь беларусов преследуют уже не только за то, что они протестуют против режима, но и за то, что они выступают против войны. При этом они, в свою очередь, критикуют политическое руководство, которое предоставило беларусскую территорию в распоряжение российских вооруженных сил в качестве района дислокации, и откуда до сих пор обстреливают Украину ракетами.[на данный последний обстрел Украины с территории Беларуси проводился осенью 2022 г. – прим.переводчика.]

Преследования со стороны спецслужб коснулись и нескольких священнослужителей БПЦ. Свящ. Михаил Маруго был арестован на антивоенной демонстрации и приговорен к двухнедельному аресту. Свящ. Андрей Ноздрин был уволен со всех должностей из-за его взглядов касательно Украины. Протоиерей Петр Прокопцов отказался освящать российскую военную технику на аэродроме, используемом российскими войсками для нанесения авиаударов по Украине. Первоначально отправившись в паломничество в Литву, он был отозван угрозами начальства и допрошен КГБ, находясь по давлением. Затем он окончательно покинул страну. Его запретили в  священстве6https://shaltnotkill.info/presledovanie-hristian-za-antivoennuyu-pozicziyu-ili-podderzhku-ukrainy-v-zashhite-ot-agressii-so-storony-religioznyh-organizaczij-i-vlastej/.

Особенно драматичным является дело отца Владислава Богомольникова, которого приговорили к 100 суткам заключения. Он находился в печально известном следственном изоляторе на ул. Окрестина в Минске, где его здоровье резко ухудшилось, что спровоцировало протесты в том числе и за пределами Беларуси7https://noek.info/nachrichten/osteuropa/belarus/2722-belarus-inhaftierung-von-uladzislau-bagamolnikau-verlaengert. Только спустя более чем три месяца ему были предъявлены обвинения, и он был отпущен под залог.

Критики и сторонники войны

Из БПЦ уходят не только миряне, но также и священнослужители. Протоиерей Георгий Рой и иерей Александр Кухта переехали в Литву из-за угрозы преследования со стороны властей Беларуси. Они тоже поддерживали протесты и критиковали войну против Украины. Поскольку БПЦ является экзархатом РПЦ, которая открыто поддерживает войну, их моральные убеждения сделали их служение [в этой структуре — пер.] более несовместимой с их совестью. Они просили Вселенского патриарха Варфоломея принять их в свою юрисдикцию. 6 апреля 2023 года пат. Варфоломей удовлетворил их просьбу, а БПЦ немедленно наказала их запретом на совершение богослужений8https://noek.info/nachrichten/osteuropa/belarus/2881-belarus-orthodoxe-priester-wechseln-zum-ekumenischen-patriarchat. В Литве два священника нашли поддержку: пятеро литовских священнослужителей также были приняты Вселенским Патриархатом после лишения сана Литовской православной епархией, входящей в состав РПЦ. Они также являются решительными противниками войны9См. статью Себастьяна Римештада в этом номере, стр. 9-11..

На фото: иерей Александр Кухта (справа) беседует с протоиереем Георгием Роем о архиепископе Артемии (“Батюшка ответит”/Youtube).

Однако оппозиционно настроенное духовенство практически одиноко в Беларуси. Например, при церквях работают военно-патриотические клубы для молодежи. Они призваны якобы воспитывать у мальчиков любовь к своей стране, готовность к военной службе, воспринимать православные ценности, а также сделать из них «настоящих мужчин». Участников обучают несколько раз в неделю таким предметам, как рукопашный бой, физкультура, военные знания, оказание первой помощи, а также православному вероучению. Клубами руководят священнослужители, тогда как тренеры приходят из силовиков. В социальных сетях они публикуют патриотические, пророссийские посты, в том числе с буквой «Z», русским символом войны. Новостной портал «Медиазона» насчитал около 20 таких военно-патриотических клубов в Беларуси10https://mediazona.by/article/2023/05/26/fatherland.

Свято-Елисаветинский женский монастырь в Минске особенно активно поддерживает войну. Недавно он организовал концерт под лозунгом «Своих не бросаем» для сбора пожертвований для российских солдат. На сцене были портреты выходцев из Донбасса, в том числе военных и гражданских лидеров так называемой «Донецкой народной республики». Во время крестного хода монастыря можно было увидеть букву Z, а также монахиню, позирующую с российским флагом и буквой Z. Кроме того, монастырь усердно собирает пожертвования для русской армии11https://belarus2020.churchby.info/tag/svyata-lizavecinski-manastyr/.

Нет альтернативы молчание?

В последние годы атмосфера репрессий в Беларуси значительно усилилась. Голоса Православной церкви, выступающие с критикой, подвергаются давлению со стороны их руководства и преследуются государством. Даже епископы не являются неприкасаемыми, о чем свидетельствует увольнение архиепископа Артемия, чтобы было ясно, какие последствия ожидают инакомыслящих. Этим можно объяснить молчание и якобы дистанцирование от политики, однако оправдать это ввиду драматических событий невозможно. В то же время имеется слишком много примеров активного сотрудничества с государственными органами, включая МВД, пограничную службу или Минобороны, открытой поддержки войны.

Учитывая статус БПЦ как экзархата РПЦ, поведение церковных лидеров неудивительно. РПЦ, и в частности патриарх Кирилл, открыто поддерживают военную агрессию России. Поэтому не стало неожиданностью, тот факт, что руководство БПЦ не критикует войну. В конце концов, митрополит Вениамин (Тупеко) в качестве белорусского экзарха также является членом Священного Синода РПЦ. Однако есть и обратные примеры церквей, которые являются частью Московского патриархата, но не следуют его военной политике, о чем свидетельствуют дебаты внутри и вокруг Балтийских православных церквей.

Судя по всему, церкви, находящиеся в подчинении РПЦ, также могут дистанцироваться от ее позиции. Решающее отличие, вероятно, состоит в том, что православные церкви в странах Балтии действуют в демократических государствах, в которых открыто требуется антивоенная позиция12https://noek.info/nachrichten/ostmitteleuropa/lettland/2671-lettland-orthodoxe-kirche-beschluss-independence-from-moskau. БПЦ, с другой стороны, находится в авторитарном государстве, и репрессивные режимы всегда пытались контролировать верующих, как напомнила Светлана Тихановская в своем вступительном слове в Таллине: «Диктатуры пытаются заставить замолчать церковных лидеров или даже получить от них одобрение и оправдание преступлений. И, к сожалению, им это часто удается».


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава