В списках значились…
В мае произошло событие, весьма значительное для белорусского Православия. Но… прошло незамеченным. 16 мая Синод РПЦ утвердил «обновленный» список Собора Белорусских святых. Из которого исчезли почти два десятка имен…
19 мая официальный сайт БПЦ опубликовал этот документ. Никакого обсуждения не было. Такое ощущение, что церковное руководство очень хотело, чтоб событие осталось незамеченным. Ибо что-то объяснять людям они не приучены. А у людей нынче настолько низок интерес к жизнедеятельности церковного руководства, что на сайт, кроме как по работе, почти никто не заходит.
И лишь 19 июля в социальных сетях появились публикации на тему. Почему именно в этот день? Это день памяти святой Иулиании Ольшанской, благочестивой княжны, жившей в 16 веке. Иулиания была из рода князей Ольшанских, что и роднит ее с Беларусью, но из Волынской ветви. Ее отец был щедрым покровителем Киево-Печерской лавры. Девушка умерла в 16 лет и не успела совершить никаких подвигов, запомнилась праведностью и милосердием. Однако через много лет от ее мощей стали совершаться исцеления и прочие чудеса. Иулиания была канонизирована, а мощи — впервые в истории святых женщин — перенсены в Антониевы пещеры Киевской лавры. Эту святую очень почитают в Украине и Беларуси. Большинство белорусок, носящих имена Юлия и Ульяна, крещены в честь Иулиании Ольшанской. И вдруг выясняется, что ее имя… вычеркнуто из Собора Белорусских святых. Что послужило причиной? Место жительства? Неприязнь ко всему, связанному с Украиной? Желание забыть то время, когда князья Великого княжества Литовского владели Киевом и не только? Но как быть с прежними постановлениями, с традицией? Храмы в честь Иулиании Ольшанской есть в Ольшанах, в Гоже под Гродно, в Слонимском монастыре и других белорусских городах. В ее честь названо сестричество милосердия при гродненском кафедральном соборе. Ее лик на всех иконах Белорусских святых, а ее история — в книгах… Хорошо, что святость не отменили, а молиться можно, невзирая на географическую принадлежность.
Впрочем, не стоит сводить значимость новости к одному имени. Цитируем российский популярный сайт «Азбука веры»: «Собор Белорусских святых установлен 3 апреля 1984 года по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева). За двадцать с лишним лет Собор Белорусских святых возрос от 14 до 79 угодников Божиих».
Кого еще мы не досчитались в новом списке? Из древних святых это благоверный князь Борис Туровский (12 век), святитель Дионисий Полоцкий (12 век), преподобная Евпраксия Псковская (13 век), преподобная Харитина Литовская (13 век), преподобные Федор Острожский (14 век) и Геннадий Костромской (17 век)… О князе Борисе известно немного. Сын Юрия Долгорукого, которому в удел достался Туров. Был убит в междоусобной войне, прославился нетлением мощей. О святителе Дионисии известно, что он был епископом Полоцка при жизни святой Евфросинии. Преподобного Геннадия с Беларусью связывает то, что он был уроженцем Могилёва, подвижником и чудотворцем он стал на Русском Севере. Евпраксия была полоцкой княжной, отданной в жены псковскому князю. Личная жизнь ее сложилась трагически — муж бежал в Ливонию, женился на немке, а сама она, после долгих лет благочестивой жизни, была убита пасынком. Харитина была литовской княжной знатного рода, ее семья бежала во время «собирания земель» Миндовгом. Княжну просватали за брата Александра Невского, но он умер накануне свадьбы, а Харитина провела остаток жизни в Новгородском монастыре. Более других известен Фёдор Острожский, знатный военачальник ВКЛ, прославившийся во времена борьбы Литвы и Польши, прадед еще более известного военачальника князя Константина Острожского, отказавшийся в конце жизни от власти и славы и принявший монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. Чем помешали все эти исторические личности Московской Патриархии? Можно предположить, что их вычеркнули по принципу «подвиги совершали не в Беларуси», но жития многих, оставшихся в списке, опровергают эту версию. Что ж, нам стоит порадоваться, что в списке остались мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий. Побоялись волнений? Почитание этих святых в Беларуси велико. Оставлен и младенец Гавриил Белостокский. При всей противоречивости жития, замученный ребенок не виноват, что его смерть эксплуатировали непорядочные люди для разжигания антисемитизма.
А может, нынешним начальникам от церкви захотелось перетряхнуть все устои, сложившиеся при действительно уважаемых народом Патриархе Алексии и митрополите Филарете? Память последнего нынче очень эксплуатируется в БПЦ, но страх перед московским начальством больше.
Ну, а что же с не столь древними святыми? Шок вызывает исчезновение из списка преподобной Манефы Гомельской. Почти наша современница, умерла в 1984 году, славилась прозорливостью. Ее почитание в народе велико, в дни памяти собираются тысячи паломников, а службу служит митрополит с архиепископами и епископами. Это мог бы быть не менее раскрученный бренд, чем Матрона Московская. Но… В списках имени нет. А мощи в храме есть. И иконы. И богомольцы, свидетельствующие об исцелениях и прочих чудесах…
Не пощадили церковные чиновники и новомучеников. В списке нет, например, Алексея Лельчицкого (Могильницкого), священника Туровской епархии, расстрелянного в 1937 году и торжественно канонизированного в 2010. Нет Киприана Ятранского (Климуца), арестованного в 1939 году, когда Красная Армия вошла в Западную Беларусь и замученного в Каргапольлаге. Канонизирован в 2011. Нет Ионы (Лазарева), викария Витебской епархии, расстрелянного в 1937 и прославленного в 2000 году. Нет Иоанна Рижского (Поммера), убитого в Латвии в 1934 году, чье убийство до сих пор не раскрыто — одно время он был епископом Слуцким, викарием Минской епархии. Нет и некоторых других имен святых, почитаемых в белорусских землях. Остается благодарить Бога, что нам «милостиво оставили» священномучеников Иоанна (Пашина), Иоасафа (Жевахова), Митрофана (Краснопольского) — их жизни в определенные периоды были связаны с Беларусью, но долгие годы служения, аресты и расстрелы состоялись в России. Или на уровне архиереев это демонстрация единства народов?
А ведь каждая канонизация была делом непростым. Собирались материалы, документы, свидетельства. В Беларуси их рассматривала комиссия. Позже все предоставлялось в Московскую Патриархию, где жития мучеников придирчиво просеивались через сито. Иногда — до абсурда. Например, не канонизировали тех, у кого нет справки о посмертной реабилитации советскими органами. Со скрипом — тех, кто пережил войну: а не сотрудничал ли с немцами на оккупированных территориях (в традициях НКВД). До некоторых папок у московских церковных чиновников годами не доходили руки…
Если бы этот список был для почитания в пределах всей РПЦ, было бы не страшно. Но он претендует на руководство и для местного почитания. Московской Патриархии нечем заняться, и они прореживают месяцеслов? Им мало антихристианской политики войны, благословения убийств? Помешали святые? Не знаю, плакать ли, или жить в надежде, что поднявшим руку на святое воздастся. Про руководство БПЦ и говорить нечего, эти люди умеют только исполнять и отчитываться об исполнении приказов власть предержащих. Увы. Хочется надеяться, что почитание святых верующими людьми не регулируется списками и приказами.