Священник Владимир Дробышевский. Ситуация в Православной Церкви в Беларуси в 2020-2023 гг. История личного преследования
ВладимирДробышевский
Православный священник, многодетный отец, политический беженец, член группы «Христианская визия».
Текст выступления 31 мая 2023 г. в Европарламенте, Брюссель. Слушания «Жизнь и вера в условиях давления: голоса политзаключенных и преследуемые белорусские христианские общины».
Приветствую всех участников!
Я – Дробышевский Владимир Алексеевич. Родился и жил в Беларуси, в городе Гомель. Женат, шестеро детей. Православный священник вот уже 23 года. Сейчас я представитель независимого экспертного сообщества «Христианская Визия».
После фальсификации президентских выборов 2020 года в Беларуси начались жесткие политические репрессии, задержания и насилие. Это превратилось в террор, который длится по сей день.
В 2020 году в Гомеле я участвовал как в предвыборных митингах, так и в стихийных мирных акциях протеста. До дня выборов – как обычный гражданин, а с 13 августа – как священник.
Причины моего выхода на улицу:
– это Возмущение несправедливостью, откровенной ложью властей и фальсификациями, преследованием независимых наблюдателей, кандидатов в президенты и их команд. Одним словом, произволом властей.
– это Восхищение, Гордость и Солидарность, за беларусов, которые не смолчали и проявляли действительно евангельскую любовь к своим ближним, свою жажду правды и справедливости, которые не сломались и стали сопротивляться, требуя, чтобы власть сама соблюдала свои же законы. И этот протест был мирными и не агрессивным.
– это Боль и Ужас. Боль за беларусов и Беларусь. Ужас от той Тьмы, которая собиралась и собирается нас всех поглотить. От избиений мирных протестующих на улицах и в автозаках, от насилия над задержанными в тюрьмах и милицейских участках по всей стране.
После трех суток информационной изоляции в стране, власти включили интернет. И мы все увидели свидетельства пыток, зверств и произвола милиции и ОМОНа на улицах и в следственных изоляторах. Как очень многие, я тогда не мог спать и перестать плакать.
В первые дни безоружного протеста были застрелены 2 протестующих – в Минске и Бресте – Александр Тарайковский и Геннадий Шутов. В ночь на 12 августа в моем родном Гомеле умер Александр Вихор, которого сильно избила милиция и не оказывала медпомощи. С 2020 года нам известна гибель около 22 человек, связанных с протестом.
К моему сожалению, Белорусская Православная Церковь заняла привычную провластную позицию. Минский митрополит – тогда Павел (Пономарев), так же как и патриарх Кирилл (Гундяев), поспешил поздравить Лукашенко с победой на выборах и выразил готовность в дальнейшем сотрудничать с ним как с главой государства. Церковь в лице своих иерархов фактически наплевала на евангельские принципы Правды, Справедливости и Милосердия.
Со всем этим я не мог мириться уже и как священник.
13 августа 2020 года я вышел в священнической одежде к зданию Следственного комитета в Гомеле с плакатом на белорусском языке «Остановите насилие». Я ожидал задержания и как мог подготовился к нему. Прибывший патруль после короткого разговора не задержал меня, но за мной следили до вечера.
В последующие дни я снова был на улице. Это было важно лично для меня. Я хотел поддержать людей и показать, что Церковь Христова против насилия и лжи. Очень много людей подходили с благодарностью и главным вопросом: «а где же все остальные священники и как же теперь будет возможно ходить в церковь?
К нам домой стала приезжать милиция и звонить в дверь, мы прятались за закрытыми дверями, Навязчивые попытки общения со мной со стороны силовиков продолжались, за мной следили, судя по посторонним звукам, явно прослушивали телефон.
Началось давление на моих детей в школе, туда приходили милиционеры в штатском, однажды они хотели забрать моего сына с собой, что не удалось.
11 сентября меня пытались выкрасть с остановки общественного транспорта неизвестные, но за меня вступились люди.
Через неделю мне пришла повестка явиться в милицию, где я был задержан и осужден на 10 суток административного ареста «за активное участие в несанкционированном массовом мероприятии».
После отбытия срока меня отвезли в суд и снова осудили на 15 суток. Перед освобожением меня принудили снять священническую одежду, в которой меня задержали, и долго возили в автозаке по городу. Потом высадили в малолюдном районе города.
Стало ясно, что подобных “судов” и приговоров для меня может быть много. С большими трудностями и помощью друзей мы всей семьей, кроме старшей дочери, она учится в Словакии, выехали во Францию, где получили статус политических беженцев.
В иерархии Белорусской Православной Церкви нашелся только один человек, который возвысил свой голос в защиту Евангелия Христова и Милосердия – ныне покойный архиеп. Гродненский Артемий (Кищенко). Его история показательна для понимания положения дел в Белорусской православной церкви – в ней можно либо молчать и подчиняться, либо быть репрессированным.
Таким образом, диалог и свобода мысли в церкви отсутствует, усиливается контроль и доносы на несогласных, в том числе в КГБ. Архиепископ Артемий в августе 2020 публично осудил насилие и ложь. Такие вещи руководство БПЦ называет “вмешиваться в политику”. За это архиепископа принудительно отправили на покой в 2021-м году. Он умер на Пасху в этом году.
Многие годы я, как священник, жил в ситуации “внутренней эмиграции”, пытаясь оставаться собой и помогать людям чем могу. Но пришел момент, когда молчание и бездействие уже невозможны.
Вся ужасная, бесчеловечная, репрессивная машина с советских времен перенята Православной церковью Беларуси и России для широкого внутреннего пользования. Любые попытки сопротивления внутри такой Церкви вынуждены уйти в подполье, где можно доверять и быть откровенным только с немногими лично известными тебе людьми. Любой, кто говорит вслух в защиту мира и против войны, выдавливается из этой церкви и вынужден либо эмигрировать, либо идти в тюрьму.
Я выбрал путь сопротивления в меру моих сил и возможностей.
Спасибо за внимание.