Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Отец Андрей Кордочкин. «Пусть наши собратья в Беларуси чувствуют, знают, что они не одни»

Отец Андрей Кордочкин. «Пусть наши собратья в Беларуси чувствуют, знают, что они не одни»

Отец Андрей Кордочкин. «Пусть наши собратья в Беларуси чувствуют, знают, что они не одни»

Фрагмент беседы о. Андрея (Кордочкина) из подкаста «Право слово».

Дорогой отец Алексий, дорогая Зоя, дорогие слушатели, мне кажется, что, когда мы говорим о том, что происходит сейчас в Беларуси, по сути, мы говорим о том, что происходит в России. Конечно, не потому, что это одна и та же страна или один и тот же народ. Это разные страны, разные народы. Но процессы, которые происходят, – одни и те же. Может быть, в Беларуси они стали чуть более заметными и рельефными. Прежде всего, конечно, и в одной стране, и в другой мы видим фигуры глав государств, которые были избраны на время, но и в том, и в другом случае они видят сами себя как бессменных лидеров. И в том, и в другом случае мы видим отсутствие культуры политического диалога. Отчасти, это, конечно, объясняется тем, что та политическая сила, которая пришла в 1917 году, со своими оппонентами разговаривала главным образом при помощи револьверов и т. п. средств. Но кроме этого мы видим, что и в России, и в Беларуси очень часто власть, по сути говоря, отказывает своим гражданам в праве на инакомыслие, и в том, и в другом случае власть его объясняет влиянием извне, влиянием врагов, происками запада и т. д. В этом смысле мне кажется характерным интервью Секретаря Совета Безопасности России Патрушева, которое было опубликовано, кажется, в июне месяце в газете “Аргументы и факты”, где он в общем любое проявление политического инакомыслия в России интерпретирует в категориях кукловодства. Понятно, что, если есть кукла, к которой привязаны веревёчки, и за которые кто-то дёргает извне, зачем с этой куклой вести политический диалог. Т. е. в принципе, эта парадигма не предполагает таких понятий, как свобода, или ответственность, или инициатива, она предполагает, что человек вообще не может действовать по своей воле. Он действует по чьей-то указке или за деньги. Это очень лукавая риторика, хотя, казалось бы, вот этот тезис о том, что церковь не должна вмешиваться в политику, кажется очень очевидным. С одной стороны, мы видим, как иногда, утверждая самые простые, самые банальные, самые очевидные вещи, не только библейские, но и общечеловеческие, мы можем заработать обвинение в том, что мы, как говорят, вмешиваемся в политику. В качестве примера можно привести открытое письмо, подписанное священниками год назад, где в общем-то утверждались достаточно простые и понятные вещи: там были призыв к отказу от необоснованного и неоправданного насилия, призыв к справедливому суду и призыв к отказу от лжесвидетельства. Такое, казалось бы, политически нейтральное обращение было интерпретировано многими как вмешательство в политический процесс. А, с другой стороны, когда, например, в этом году митрополит Тихон обратился к монахам Псково-Печерского монастыря с призывом поддержать поправки к Конституции, то в общем я не помню, чтобы кто-то, по крайней мере, в официальных церковных структурах обвинил митрополита Тихона в том, что церковь вмешивается в политику. Обычно в таких случаях эти слова, эти высказывания, эти поступки интерпретируются в совершенно других категориях, как проявление патриотизма или гражданской позиции. Поэтому я думаю, что перед нами стоит задача, которая всегда перед нами стояла – мы не можем позволить собой манипулировать никому. И мы не можем позволить никому дать себя использовать: ни власти, ни оппозиции. Естественно, что мы должны, помня Евангельскую проповедь, утверждение о том, что в конечном итоге вечным и непреходящим благом и ценностью на Земле является человеческая душа, а не интересы группы людей, группы политиков, которые представляют свои интересы, как всеобщие. И мы можем только выразить свою солидарность с нашими собратьями в Беларуси, которые не боятся и которые, несмотря на ту опасность, которая зачастую сопровождает их проповедь, тем не менее не боятся возвышать свой голос. А голос дан каждому человеку, независимо от того, кто мы: епископы, или священники, или миряне. Никто не может говорить нашим голосом. Мы можем говорить лишь сами, и пусть этот голос будет слышен. И пусть наши собратья в Беларуси чувствуют, знают, что они не одни.


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава