Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Как в БПЦ убивают богословское образование

Как в БПЦ убивают богословское образование

Как в БПЦ убивают богословское образование
Аўтар
Incognito

НектарийСолонко

Богослов.

«Сознавая, что богословское образование является сегодня приоритетной общецерковной задачей, от решения которой во многом зависит пастырский облик нашей Церкви… разработать детальную концепцию, которая могла бы лечь в основу новой системы богословского образования. Новая система богословского образования должна включить в себя лучшее… что существует в современном отечественном и зарубежном опыте православного богословского образования», — именно с такой установки начинался документ Определения «О задачах Церкви в области богословского образования», который был принят на Архиерейском Соборе РПЦ в 1994 г.

Казалось, что богословское образование, традиция которого для постсоветских стран была утеряна и фактически прервалась после Октябрьского переворота 1917 г., ждет возрождение и серьезное обновление.

Оно и понятно: на фоне серьезного политического кризиса в обществе после развала СССР Церковь и ее служители не просто активно включились в происходящие в социуме процессы. От духовенства ждали нравственной оценки событий общественной жизни, ответов на многочисленные современные вызовы и угрозы.

Священнослужители, которые в годы советского атеизма только и могли что что-то пытаться сказать о Боге, вере и Церкви под зорким оком оперуполномоченного КГБ лишь с церковного амвона, теперь получили возможность выступать перед широкой публикой в вузовских аудиториях, СМИ, проводить миссионерскую работу.

Понятно, что охват новой целевой аудитории, в которую входят и научная интеллигенция, и представители власти, бизнеса, требовал от священнослужителя совершенно иного подхода и уровня компетенций, знаний и умений в различных сферах, далеко выходящих за пределы «традиционной богословской подготовки», которая имелась на тот момент в духовных заведениях РПЦ.

Давайте же теперь вернемся к Беларуси.

Следуя решению Синода о новой концепции духовного образования, к 21 февраля 1996 г. была завершена подготовительная работа и начала свою деятельность «Белорусская духовная академия». 18 октября Синод Белорусского Экзархата одобрил устав Минской духовной академии, которая была названа в честь белорусского просветителя — святителя Кирилла, епископа Туровского. 27 ноября 1996 г. было получено свидетельство о государственной регистрации академии, и уже 30 ноября были зачислены первые студенты.

Таким образом, по сути в Беларуси был запущен процесс возрождения высшего богословского образования, который условно можно разделить на 3 этапа.

Первый — это собственно начало в 1996 г. работы академии, которая размещалась на территории Свято-Успенского Жировичского монастыря Гродненской области.

Понятно, что в этот период богословскую и научную деятельность приходилось начинать практически с нуля. Само нахождение учебного заведения на территории монастыря восходит к традиции Московских духовных школ, на которые и происходила ориентация.

И хотя духовные школы Беларуси, по примеру Московских, создавались как учебные заведения закрытого типа, всё же к участию в их работе и преподаванию привлекались знаменитые ученые из России и дальнего зарубежья, была сформирована большая богословская библиотека.

Большая роль в возрождении и становлении белорусских духовных школ на данном этапе принадлежит ныне покойному митрополиту Филарету (Кириллу Варфоломеевичу Вахромееву), который понимал важность качественного образования для будущих пастырей. Именно по настоянию Филарета в Беларусь для преподавания и чтения лекций на постоянной основе стали приезжать иностранные специалисты-теологи из университетов Германии, Франции. Митрополит отправлял наиболее одаренных студентов-семинаристов на обучение за границу.

Второй этап жизни академии начался с ее переезда из Жировичского монастыря в Минск в сентябре 2015 г., где она расположилась в комплексе зданий Духовно-образовательного центра БПЦ.

По сути, этот период совпадает с назначением в декабре 2014 г. ректором Минской духовной академии архимандрита Сергия (Виталия Викторовича Акимова) — доктора богословия, профессора. Именно он начал готовить очередную реформу духовной школы уже с 2012 г., будучи тогда еще проректором по учебной работе.

Отец Сергий прекрасно понимал происходящие на современном этапе процессы и изменения глобальной образовательной системы, которые экстраполируются в том числе и на духовное образование.

Мы являемся свидетелями информационной революции, когда меняется сам подход к феномену «информации». Если раньше традиционное образование представляло собой поиск информации, ее передачу как некоего дара, сокровища от лектора слушателю (отсюда и классическая форма обучения, когда лектор говорит, а слушатели старательно и внимательно записывают, и запоминают каждое его слово), то сегодня все происходит наоборот. Теперь при помощи поисковика в Google мы вводим запрос и получаем такой объем информации, который даже сложно прочитать. И встает вопрос, что же с ней делать.

Архимандрит Сергий (Акимов) стремился к тому, чтобы высшее духовное учебное заведение Беларуси в лице академии соответствовало самым высоким учебным и научным стандартам, а также, в отличие от старого подхода Московского патриархата с приоритетом наносной и формальной «духовности, монашеского делания», было открытым, либеральным, ориентировалось на лучшие разработки теологии и опыт преподавания богословских дисциплин в Европе (католические и протестантские университеты).

Так, в ходе изменений в Минской духовной академии были созданы новые кафедры, учебные планы магистерской подготовки по трем отдельным специализациям, определены новые подходы и требования к организации учебного процесса и профессорско-преподавательскому составу.

Работу учебно-методического отдела возглавляет Екатерина Пастухова, усилиями которой методическая работа в академии приняла должный вид.

  При отце Сергии вводится должность проректора по научной работе, которую занимает Александр Слесарев. Под его руководством научная жизнь академии начинает постепенно выходить на более качественный уровень, разрабатывается отдельное «Положение о порядке и подготовке к защите магистерских и кандидатских диссертаций», которое отвечает всем современным стандартам и методикам в области высшего образования.

Все три кафедры академии (библеистики, церковной истории и церковно-практических дисциплин, апологетики) выпускают собственные периодические издания, которые входят в общенаучные индексы цитирования в Русской Церкви. Более того, библейский альманах «Скрижали» кафедры библеистики Минской духовной академии является единственным журналом по библеистике в РПЦ! Кстати, новообразованную кафедру библеистики возглавил сам ректор.

В академии в течение учебного года на регулярной основе проводятся семинары, научно-практические конференции, причем на очень широкий спектр тем, которые затрагивают не только чисто религиозную проблематику.

С февраля 2018 г. при академии начали работу курсы повышения квалификации священнослужителей, окончивших духовное учебное заведение больше 5 лет назад.

Новый ректор в самом начале своего руководства академией приглашает ряд молодых и перспективных преподавателей, многие из которых обучались в зарубежных теологических школах либо имели светское высшее образование. Среди них — Игорь Володин, протоиерей Сергий Лепин, иерей Михаил Самков, иерей Сергий Тимошенков, иерей Роман Артемов, иерей Александр Полховский, иерей Дмитрий Каврига, иерей Владислав Богомольников.

При кафедре апологетики была создана миссионерская лаборатория как площадка для прикладных исследований и творческого экспериментирования в сфере миссионерской деятельности, которую возглавил иерей Сергий Тимошенков. Лаборатория действительно стала очень перспективным и современным проектом, который привлекал многих думающих молодых людей.

Именно «детищем» миссионерской лаборатории является популярный Youtube-проект священника Александра Кухты «Batushka ответит» (на август 2022 г. — 44,9К подписчиков).

Таким образом, за достаточно короткий срок, в 6-7 лет (с 2014 г.) архимандрит Сергий (Акимов) сумел значительно повысить качественный уровень Минской духовной академии. Но самое главное — был задан вектор развития академии с ориентацией на классические европейские теологические школы.

Подтверждением достигнутого высочайшего уровня Минской духовной академии в системе духовных учебных заведений всей Русской Православной Церкви при архимандрите Сергии (Акимове) стал тот факт, что в январе 2018 г. Патриарх Московский Кирилл благословил создание и утвердил состав Диссертационного совета по защите диссертаций в академии (имеет не каждая академия в России), а 18 марта 2019 г. созданный Объединенный докторский диссертационный совет Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий возглавил именно отец Сергий!

Да, пусть для многих это не кажется чем-то особенным, но в системе РПЦ это серьезное достижение и прорыв: по инициативе архимандрита Сергия впервые в истории духовных школ Беларуси было принято решение о возможности поступления в Минскую духовную академию не только мужчин, но и женщин.

Парадоксально, но факт: несмотря на то, что отношения между ректором и на тот момент также недавно назначенным главой БПЦ митрополитом Павлом (Пономарёвым) не сложились благодаря авторитарным и порой импульсивными кадровыми решениями последнего, продиктованными скачками его настроения, Экзарх не вмешивался концептуально в функционирование академии.

Несмотря на свой сложный и неуживчивый характер, он понимал важность и ценность качественного богословского образования для студентов духовных школ. На одном из последних заседаний Ученого совета перед своей отставкой он даже высказал следующую мысль: «Мы должны готовить хороших специалистов. Выпускники-академисты должны быть хорошо подготовлены и образованны. Не нужно брать всех подряд и гнаться за количеством. Пусть мы оставим даже 2-3 человека на всю академию, но способных, готовых учиться, и ограним их как алмазы».

И здесь наступает 2020 г., который серьезнейшим образом коснулся и Церкви, и прежде всего ее духовных школ.

Вскоре после того, как митрополит Павел посещает в больнице избитых силовиками протестующих, Синод РПЦ быстро снимает его с должности главы БПЦ, переводит в Россию, а на его место по согласованию с властями ставят борисовского епископа Вениамина (Тупеко).

Конечно, мы не будем строить теорий и выводов лишь на основании созвучия фамилии нового белорусского Экзарха определенному человеческому качеству. Но…

Выходец из Свято-Успенского Жировичского монастыря, сторонник консервативного подхода ко всей церковной жизни, новый митрополит начинает свои «преобразования» в БПЦ, которые затрагивают и жизнь Минской духовной академии.

В июне 2021 г. снимается с поста ректора архимандрит Сергий (Акимов), которого назначают настоятелем православного храма в городе Мерано на севере Италии и якобы «повышают», назначив ответственным за студентов РПЦ, обучающихся за границей.

Мы не знаем, было ли это решение принято единолично митрополитом Вениамином, который видел в академии и ее коллективе, созданном отцом Сергием, «рассадник либерализма и ереси», или же его отставка связана с давлением властей, которые видели в академии некую угрозу «дестабилизации» Церкви.  

Но всё равно, конечно, это было очень серьезным ударом по всей академии.

На место ректора ставится игумен Афанасий (Соколов), типичный представитель «классического семинарского подхода». Новый ректор целенаправленно начинает «возвращать академию в нужное русло», что на практике означает превращение ее во всё тот же, что и в Минской духовной семинарии, источник бесплатной рабочей силы в лице студентов, где никого не волнует твое образование.

Все, что было сделано прежней командой за 6 с небольшим лет, при митрополите Вениамине за один год «усилий» пришло в упадок и выглядит следующим образом:

— в академии больше никто не обращает внимания на уровень и качество подготовки студентов. Вместо этого, как в семинарии, вводятся обязательные трудовые послушания в академии и даже в Свято-Духовом кафедральном соборе. Теперь любого студента запросто могут забрать до лекции или сорвать во время нее на послушание, и не важно, что это за предмет;

— количество поступающих в академию снизилось в разы. Сейчас в аудитории на специализациях сидят по одному-два человека;

— многие студенты академии, увидев результат «перемен» под руководством митрополита, захотели перевестись в другие духовные учебные заведения, однако получили прямой отказ и запрет Вениамина;

— митрополит также категорически запретил поступление студентов на обучение за рубеж;

—  учебная деятельность в академии фактически парализована. Так, из трех кафедр нормально функционирует пока еще только кафедра апологетики во главе с Владимиром Мартиновичем; кафедра библеистики обезглавлена с уходом ректора (после его отставки заведующим был назначен протоиерей Сергий Гордун, однако он недавно безвременно скончался) и катастрофическим отсутствием квалифицированных библеистов (с профильным образованием остался только иерей Михаил Самков); с руководства кафедрой церковной истории был снят Александр Слесарев и назначена Валентина Теплова, известная своими пророссийскими взглядами на церковное и государственное устроение;

— вероятно, скоро разгром ждет и научную жизнь академии. Пока должность проректора по научной работе занимает Александр Слесарев, однако снятие его с должности заведующего кафедрой академии и проректора в Минской духовной семинарии говорят сами за себя;

— из академии последовательно выдавливаются все преподаватели из «команды отца Сергия».

Всё это привело к тому, что в настоящее время академия вновь становится не местом притяжения умных и перспективных верующих молодых людей, а карьерной ступенькой и временем «отсидки» тех студентов, кто еще не нашел себе жену для принятия священного сана.

Видимо, нынешнее руководство БПЦ в лице митрополита Вениамина забыло, что тот уровень образования и подготовки, который сегодня задается для студентов-богословов, через 10-15 лет будет определять будущее нашей Православной Церкви в Беларуси.

Пока это будущее что-то совсем не просматривается. 

Нектарий Солонко


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава