Царква і палітычны крызіс у Беларусі

БЕЛАРУСЬ: Первый в истории старообрядческий храм в Минске «нецелесообразен»

БЕЛАРУСЬ: Первый в истории старообрядческий храм в Минске «нецелесообразен»

БЕЛАРУСЬ: Первый в истории старообрядческий храм в Минске «нецелесообразен»
Read in English

10 мая 2022 г.

Ольга Глэйс, Форум 18

После длящейся с 1998 года борьбы за церковь минские старообрядцы-поморцы в марте 2022 года получили отказ в строительстве. Глава Минского райисполкома Владимир Юргевич заявил, что это «нецелесообразно» и что завершенные планы строительства не были представлены в срок до августа 2021 года. Община настаивает на том, что на встречах с чиновниками в 2021 и 2022 годах такой срок не упоминался. Они считают, что официальные лица проконсультировались с Белорусской православной церковью, прежде чем отклонить планы. Режим часто создает имущественные проблемы для религиозных общин, которые ему не нравятся.

После длящейся с 1998 года борьбы за строительство церкви в Минске старообрядцам-поморцам в марте 2022 года отказали в разрешении на строительство. Председатель Минского райисполкома Владимир Юргевич назвал выделение старообрядцам земельного участка «нецелесообразным» и заявил, что община не представила готовые планы строительства к августу 2021 года. Сообщество заявило «Форуму 18», что об этом не упоминалось ни на одной встрече с чиновниками в конце 2021 и начале 2022 года. Они думают, что официальные лица проконсультировались с Белорусской православной церковью Московского патриархата, прежде чем отвергнуть планы.

Большой Тростенец, 8 мая 2021 г. Фото: Homoatrox

Минский облисполком вынес окончательный отказ 22 марта со ссылкой на отказ Юргевича от 17 марта (см. ниже).

В 2012 году общине был выделен земельный участок для строительства церкви и колокольни в селе Большой Тростенец на юго-восточной окраине Минска. Деревня находится в Минском районе Минской области (см. ниже).

После долгой борьбы в августе 2021 года комиссия, наконец, одобрила строительство церкви и колокольни на земле, выделенной местными властями минским старообрядцам- поморцам. Затем последовала череда обсуждений между председателем Минского райисполкома Владимиром Юргевичем, председателем Миноблисполкома Александром Турчиным и старообрядцами (см. ниже).

Юргевич и Турчин нарушили установленный законом срок для дачи согласования, а также потребовали финансовых гарантий. Сообщество предоставило их, но чиновники заявили, что те не подходят (см. ниже).

Мартовский отказ был получен, несмотря на поддержку строительства церкви высокопоставленным должностным лицом режима по делам религий – уполномоченным по делам религий и национальностей Александром Румаком. Он выразил свою поддержку на встрече со старообрядческой общиной 11 февраля 2022 года, а затем направил письмо председателю Минского облисполкома Турчину (см. ниже).

Согласно обращению, опубликованному на старообрядческом сайте ruvera.ru, чиновники передали документы на окончательное согласование главе Белорусской православной церкви Московского патриархата митрополиту Вениамину (Тупеко) (см. ниже).

«Оставалась всего одна подпись, когда мы узнали, что последнее слово за Православной церковью», – сказал «Форуму 18» 21 апреля заместитель главы Российского совета Древлеправославной поморской церкви Алексей Безгодов. Он считает, что в подписи было отказано, потому что митрополит Вениамин хочет, чтобы община присоединилась к Православной церкви, как это произошло в 2002 году с другой старообрядческой общиной в Минске (см. ниже).

В прошлом режим наделял Белорусскую православную церковь неписаным, но реальным правом вето в отношении родственной религиозной группы. Хотя корни поморских старообрядцев в русском православии, они независимы от Московского патриархата, частью которого является Белорусская православная церковь (см. Ниже).

Руководство Минского облисполкома и Минского райисполкома отказалось назвать причины отказа старообрядцам в разрешении на строительство храма и сообщить, были ли планы переданы митрополиту Вениамину. Чиновники более низкого уровня подтвердили, что планы были одобрены на более низком уровне, но отрицали, что Белорусская православная церковь блокирует строительство старообрядческого храма (см. ниже).

Община старообрядцев в Минске вынуждена собираться для богослужений в перестроенном доме или выезжать в ближайшую подходящую церковь (см. ниже).

«Веками старообрядцы преследовались властями и православной церковью, жертвовали жизнью, – прокомментировал Безгодов. – Сейчас оскорбительно просить у православного митрополита разрешения на строительство нашего храма».

Старообрядческая церковь основывается на русском православии, отказавшемся принять литургические и управленческие реформы, навязанные Русской православной церковью в 17 веке. Многие старообрядческие церкви, в том числе поморские старообрядцы, отвергают священство и возглавляются мирянами. Они независимы от Московского патриархата, частью которого является Белорусская православная церковь.

Другие религиозные общины также сталкивались с трудностями при строительстве или сохранении мест отправления культа. Полноевангельская церковь «Новая жизнь» в Минске продолжает собираться на автостоянке возле места отправления культа, откуда чиновники выселили ее в феврале 2021 года. Имущественные проблемы неоднократно использовались с 2002 года, чтобы препятствовать проведению собраний поклонения «Новой жизни». Церковь проводит воскресные богослужения на открытом воздухе – в снег, дождь или солнце – и транслирует их в прямом эфире в интернете. Несмотря на прежние угрозы, милиция не вмешивается, чтобы остановить или воспрепятствовать этим собраниям на открытом воздухе (см. ниже).

В феврале Департамент по гуманитарной деятельности Администрации президента не разрешил католическому приходу Минской епархии использовать средства, направленные меценатами из-за рубежа, для восстановления своего исторического храма, который в советское время переоборудовали в детскую музыкальную школу. Такое разрешение необходимо, прежде чем получатель сможет использовать деньги или гуманитарную помощь, отправленную из-за границы (см. ниже).

На вопрос, почему его ведомство отказало в использовании пожертвованных средств, начальник Департамента по гуманитарной деятельности Игорь Кудревич ответил, что такие отказы бывают крайне редко. Ссылаясь на указ 2020 года об иностранной безвозмедной помощи, он пояснил, что пожертвования запрещены, если они предназначены для поддержки террористической деятельности, политических партий, референдумов, выборов, демонстраций, протестов или пропаганды. «Строительство церквей – благое дело, мы не возражаем против этого», – заявил он «Форуму 18» (см. ниже).

В январе Департамент по гуманитарной деятельности отказал протестантской церкви в Витебской области в приеме партии безвозмедной помощи (включая инвалидные коляски, одежду, обувь и мебель), отправленной из Европы. «Если бы они хотя бы сказали нам, что не так, мы бы знали, что делать», – сказал «Форуму 18» член церкви (см. ниже).

Все люди, связанные с иностранной помощью, попросили «Форум 18» не называть их имена, поскольку опасаются репрессий со стороны государства за публичное обсуждение этого вопроса (см. ниже).

Минская старообрядческая община: регистрация с 1998 года, но строительство храма до сих пор не разрешено

Поморская старообрядческая церковь в Борисове. Фото: gdanovostarover/Wikimapia

Минские старообрядцы зарегистрировали устав своей общины в июне 1998 года. Мингорисполком официально зарегистрировал общину в 2002 году.

В Минске никогда не было здания старообрядческой церкви, хотя община быстро разрослась с 2002 года. Она вынуждена собираться в перестроенном доме или ездить в ближайшие старообрядческие храмы в Борисове за 75 км или в Вильнюсе в соседней Литве.

Часть минской старообрядческой общины во главе с Вячеславом Клементьевым присоединилась к Белорусской православной церкви Московского патриархата в 2002 году. В результате оставшиеся вынуждены были в феврале 2003 году зарегистрировать новую, независимую поморскую старообрядческую общину Успения Пресвятой Богородицы.

В 2005 году поморские старообрядцы начали попытки перенести в Минск историческую деревянную церковь из деревни Лещиново Островецкого района Гродненской области на границе с Литвой. Церковь пришла в упадок, поскольку не осталось местной старообрядческой общины. Однако в 2010 году городские власти отказали в разрешении под предлогом того, что «считаем нецелесообразным перенос деревянного храма в городскую среду такого большого города, как Минск». Никаких объяснений этому заявлению не было дано, несмотря на неоднократные вопросы общины и «Форума 18».

На встрече с общиной в 2012 году тогдашний глава Минского облисполкома Борис Батура одобрил выделение земельного участка под новый храм в столице. В 2016 году его поддержал тогдашний полномочный представитель по делам религий и национальностей Леонид Гуляко. В августе 2017 года чиновники одобрили участок в Большом Тростенце.

В августе 2019 года Минский райисполком продлил срок завершения проекта поморских старообрядцев Минска до августа 2021 года. Однако пандемия коронавируса задержала составление архитектурных планов. Община заказала проект церкви и колокольни на участке в Большом Тростенце.

Планы, финансовые гарантии – потом отказ и большой долг

Александр Румак, 23 октября 2021 года. Фото: Виктор Ведень / Catholic.by

В августе 2021 года комиссия окончательно утвердила строительство храма и колокольни на земле, выделенной местными властями минским старообрядцам-поморцам. Решение комиссии направили на согласование председателю Минского райисполкома Владимиру Юргевичу. Его нужно было утвердить, прежде чем решение направят председателю Минского облисполкома Александру Турчину.

Однако, несмотря на установленный законом максимум три недели для утверждения решения и неоднократные встречи старообрядцев с чиновниками районного и областного уровня, Юргевич и Турчин не дали своего согласия.

13 октября 2021 года Юргевич из Минского райисполкома настоял на том, чтобы община предоставила гарантии того, что у нее достаточно денег для завершения строительства в течение двух лет. Сообщество их предоставило. Затем Юргевич предложил общине обратиться к Турчину из Минского облисполкома.

На встрече 17 ноября 2021 года Турчин пообещал утвердить планы, если община снова предоставит письменные гарантии того, что у нее есть средства для завершения проекта в течение двух лет. Сообщество представило их 1 декабря.

12 января 2022 года Юргевич из Минского райисполкома сообщил общине, что облисполком постановил, что ее финансовые гарантии не подходят. Он попросил дополнительных гарантий, которые община предоставила 25 января. 7 февраля община также направила гарантии Турчину из Минского облисполкома.

Когда 11 февраля старообрядческая община встретилась с высокопоставленным чиновником режима по делам религий – уполномоченным по делам религий и национальностей Александром Румаком, тот поддержал строительство храма. Затем он направил 18 февраля письмо председателю Минского облисполкома Турчину.

Однако 17 марта председатель Минского райисполкома Юргевич отклонил заявку старообрядцев на строительство храма. Он назвал выделение общине участка земли «нецелесообразным» и сказал, что община не представила завершенные планы к крайнему сроку в августе 2021 года. Сообщество настаивало на том, что официальные лица никогда не сообщали им об этом крайнем сроке ни на одной из встреч в конце 2021 и начале 2022 годов.

Миноблисполком выдал окончательный отказ 22 марта 2022 года. В письме упоминается об отказе Минского райисполкома пятью днями ранее.

Община уже выплатила архитекторам 70 000 рублей, «собранных прихожанами», и теперь должна им еще 50 000 рублей, сообщили «Форуму 18 члены» общины.

Строительство храма блокировали глава Минской области или Православная церковь?

Согласно обращению, опубликованному на старообрядческом сайте ruvera.ru, чиновники передали предстоятелю Русской православной церкви в Беларуси митрополиту Вениамину (Тупеко) документы для окончательного согласования строительства храма для минской старообрядческой общины.

«Оставалась всего одна подпись, когда мы узнали, что последнее слово за Православной церковью», – сказал 21 апреля «Форуму 18» замглавы Российского совета Древлеправославной поморской церкви Алексей Безгодов. Он считает, что в подписи было отказано, потому что митрополит Вениамин хочет, чтобы община присоединилась к Православной церкви, как это произошло в 2002 году с другой старообрядческой общиной в Минске.

Чиновники в Минске дали разрешение старообрядческой общине, воссоединившейся с Московской Патриархией, на строительство нового храма в Ленинском районе города. Митрополит Вениамин освятил основание Ильинского храма 2 августа 2021 года, сообщается на сайте БПЦ.

Ранее режим наделял Белорусскую православную церковь неписаным, но реальным правом вето в отношении родственной религиозной группы. Хотя поморские старообрядцы восходят к русскому православию, они независимы от Московского патриархата, частью которого является Белорусская православная церковь.

«Форуму 18» не удалось выяснить причины отказа в строительстве храма поморской старообрядческой общины, и просил ли председатель Минского облисполкома Александр Турчин митрополита Вениамина одобрить строительство храма. Секретарь Турчина 20 апреля отказалась давать какие-либо комментарии и передавать звонок своему начальнику. Она отправила «Форум 18» к пресс-секретарю Инне Короленок. Однако та сказала «Форуму 18», что не может найти никакой информации по этому вопросу.

4 апреля «Форум 18» позвонил в канцелярию Минской епархии РПЦ, но секретарь отказался давать какие-либо комментарии.

Замначальника отдела идеологии Минского райисполкома Жанна Романович подтвердила, что ходатайство поморских старообрядцев о выделении им земли было удовлетворено. «Если вы говорите о поморских старообрядцах, то мы никогда не передавали никаких документов в Белорусскую православную церковь [на утверждение]», – заявила она «Форуму 18» 4 апреля.

Начальник Главного управления идеологии Минского облисполкома Александр Ильясевич также опроверг передачу каких-либо документов митрополиту Православной церкви Вениамину. «Почему решение о строительстве здания старообрядческого храма должно передаваться Православной церкви? – сказал он «Форуму 18» 4 апреля. – Это разные конфессии! Я о таком даже не слышал».

Многие старообрядческие общины из России направили властям Минска письма с протестом против решения послать заявку православным на одобрение, сказал Безгодов «Форуму 18». «Послание от православных властей таково: если вы хотите построить церковь, присоединяйтесь к нам».

Режим создает имущественные проблемы для религиозных общин, которые ему не нравятся

Судебный пристав срезает дверной замок в церкви «Новая Жизнь», Минск, 17 февраля 2021 года. Фото: Церковь Новая Жизнь

Режим часто создает имущественные проблемы, чтобы оказывать давление на религиозные общины, которые ему не нравятся.

Начиная с 2002 года, полноевангельская церковь «Новая Жизнь» неоднократно сталкивалась с препятствиями и милицейскими рейдами при использовании в качестве места отправления культа принадлежащего ей бывшего коровника. Заброшенный железнодорожный вагон находился в 500 метрах от здания «Новой Жизни», а с января 2001 года он использовался православной общиной (Московский патриархат). И режим не поднимал никаких вопросов о правовом статусе железнодорожного вагона или его использовании в качестве места поклонения. На месте вагона сейчас стоит православный храм, освященный в 2013 году.

Однако церковь «Новая жизнь» была выселена милицией и судебными приставами 17 февраля 2021 года и с тех пор вынуждена собираться на автостоянке возле места отправления культа.

Каждое воскресенье после выселения «Новая жизнь» собирается на службу длиной в час, которая транслируется в интернете, на улице, на церковной автостоянке, в том числе в снег, дождь или солнце. Сейчас церковь привозит учителя для проведения воскресной школы для детей.

В июле и августе 2021 года чиновники пригрозили церкви «Новая жизнь» административными и уголовными обвинениями, если она продолжит собираться на автостоянке. Однако до сих пор официальные лица или милиция не вмешивались, чтобы воспрепятствовать или помешать воскресным собраниям для богослужений на открытом воздухе.

Власти не предоставили церкви «Новая жизнь» участок земли для строительства нового здания церкви, а предложенные альтернативные места были либо слишком маленькими, либо слишком удаленными, либо слишком дорогими. «Мы не бросаем наше здание и продолжаем молиться, потому что только Бог может нас спасти, – сказал 5 мая 2022 года «Форуму 18» пастор «Новой Жизни» Вячеслав Гончаренко из Минска. – Богослужение на автостоянке является частью нашего заявления о том, что мы не согласны».

Власти также требуют, чтобы церковь «Новая жизнь» уплатила земельный налог за весь период, пока она использовала свое здание, в размере 458 918,22 рубля (155 000 евро или 180 000 долларов). Согласно официальной статистике, это эквивалентно средней зарплате работающего человека за более чем 25 лет. Если церковь не выплатит эту сумму, власти не позволят ей построить новое место для богослужений.

«Нам говорят: если вы хотите новое здание, вы должны заплатить, и позже формальности будут улажены, – сказал пастор Гончаренко «Форуму 18». – Но нас столько раз обманывали, поэтому мы верим, что только Бог разрешит ситуацию». Он настаивает на том, что за уплату налога отвечает ЖЭК, поскольку религиозные организации не облагаются земельным и имущественным налогами. «Верните нам здание, и платить не нужно будет», – добавил он.

Несмотря на обращение в Администрацию президента, власти отказались вернуть костел Святых Симеона и Елены (известный среди местных из-за своей кирпичной кладки как Красный костел) в центре Минска обратно в собственность церкви, и здание по-прежнему принадлежит строительному агентству «Мінская спадчына».

Ремонт костела Святых Симеона и Елены (Красный костел), Минск, 5 марта 2018 года. Фото: Виталий Полиневский / Catholic.by

В декабре 2019 года режим заявил, что костел задолжал более 160 000 рублей (55 000 евро или 65 000 долларов) за реставрационные работы и налоги. С костелом не консультировались по поводу «реставрационных» работ, и они не затрагивали серьезные проблемы, на которые давно указывали в костеле. Режим также требовал почти 13 000 рублей (4 500 евро или 5 300 долларов) в месяц в качестве арендной платы.

Люди, связанные с Красным костелом, считают, что им потребуется не менее 75 лет, чтобы заплатить властям ту сумму, которую те требуют. «Похоже, государство, не спрашивая прихода, решило приписать нам большой долг, а теперь требует, чтобы мы его заплатили», – заявили католики «Форуму 18».

Приход не стал платить долг, надеясь решить вопрос путем переговоров. Однако к маю 2021 года долг, который «Мінская спадчына» требует от прихода, вырос до 350 000 рублей (118 000 евро или 140 000 долларов), отметило Euroradio.fm 12 мая 2021 года. Это, согласно официальной статистике, эквивалентно примерно 20-летней средней зарплате работающего человека.

К тому времени приход собрал две картонные коробки с 20 000 подписей под обращением в Администрацию президента с призывом передать здание в церковную собственность.

Все это происходит вопреки Указу президента от 2005 года об освобождении зарегистрированных религиозных организаций от уплаты налогов. Государство сдает принадлежащие ему исторические религиозные здания в аренду религиозным организациям, требуя от них оплаты земли и зданий, которые те используют.

Иностранная помощь для восстановления церкви заблокирована

Режим строго контролирует денежные пожертвования и гуманитарную помощь из-за рубежа, в том числе религиозным организациям, заставляя их регистрировать такие пожертвования в органах власти в зависимости от размера средств. Любые пожертвования должны быть проверены Департаментом по гуманитарной деятельности Администрации президента и одобрены президентом.

В феврале Департамент по гуманитарной деятельности не разрешил католическому приходу Минской епархии использовать средства, направленные меценатами из-за рубежа, для восстановления своего исторического храма, который в советское время использовался как детская музыкальная школа. Режим вернул костел католикам в 1990-х годах. Два года назад в приходе начались реставрационные работы. Иностранные спонсоры направили три четверти своего пожертвования на реконструкцию храма.

Приходу и раньше не разрешали получать пожертвования из-за рубежа, сообщили «Форуму 18» 25 апреля люди, связанные с костелом, но на этот раз Департамент по гуманитарной деятельности отказался разрешить пожертвование без каких-либо объяснений. Они добавили, что местные жители тоже жертвуют деньги, а приход все равно отремонтирует храм.

На вопрос, почему его ведомство отклонило эти пожертвованные средства, начальник Департамента по гуманитарной деятельности Игорь Кудревич заявил 27 апреля «Форуму 18», что такие отказы случаются крайне редко.

Ссылаясь на декрет Об иностранной безвозмездной помощи от 25 мая 2020 года, Кудревич пояснил, что пожертвования запрещены, если они предназначены для поддержки террористической деятельности, политических партий, референдумов, выборов, демонстраций, протестов или пропаганды. «Строительство церквей – благое дело, мы не возражаем против этого», – заявил он «Форуму 18».

Декрет О безвозмездной помощи содержит перечень видов гуманитарной помощи, в основном в социальных или медицинских целях, которые могут быть утверждены. Такие пожертвования не облагаются налогом. Однако решения о пожертвованиях на другие цели передаются специальной комиссии. В случае отрицательного решения гуманитарная помощь либо возвращается спонсору, либо может быть использована в соответствии с утвержденными целями, хотя в этом случае она подлежит налоговому вычету в размере 13%. Получатели могут воспользоваться гуманитарной помощью только после завершения утверждения всех формальностей.

Иностранная помощь для других целей заблокирована

В январе Департамент по гуманитарной деятельности отказал протестантской церкви в Витебской области в получении партии гуманитарной помощи (включая инвалидные коляски, одежду, обувь и мебель), отправленной из других стран Европы.

Груз прибыл 20 сентября 2021 года, но Департамент по гуманитарной деятельности отклонил все попытки его согласования. Третий отказ пришел в феврале 2022 года, в последний день разрешенного срока хранения. После этого режим приказал отправить гуманитарную помощь обратно за счет церкви.

Член церкви, пожелавший остаться неназванным, сказал, что опечатанные товары до сих пор хранятся на складе. «Нас мало, и мы не можем позволить себе отправить контейнер обратно, так как это будет стоить более 1000 евро», – сказал член церкви «Форуму 18» 25 апреля. Прихожанин отметил, что товар ждут многие, в том числе инвалиды, пожилые ветераны, больницы и одинокие матери.

В Департаменте по гуманитарной деятельности не объяснили причин отказа. «Если бы они хотя бы сказали нам, что не так, мы бы знали, что делать», – сказал член церкви «Форуму 18». Теперь санкции затруднили или даже сделали невозможным возврат гуманитарной помощи спонсорам. Прихожанин выразил сожаление, что если проблема не будет решена, то процедура потребует уничтожения товара.

«Пока все тихо, как будто они [Департамент по гуманитарной деятельности] забыли об этом», – сказал член церкви «Форуму 18».

Начальник Департамента по гуманитарной деятельности Игорь Кудревич пояснил «Форуму 18», что подержанные инвалидные коляски и другие товары нельзя ввозить в Беларусь. «Это не мы – это требования Минздрава», – прокомментировал он «Форуму 18».

Специалист, занимающийся благотворительностью, пояснил, что если в составе гуманитарной помощи есть бывшие в употреблении реабилитационные и медицинские приборы, для получения разрешения на их использование требуется дополнительная сертификация в центре экспертиз. «Эта услуга платная и требует большого количества дополнительных документов», – сказал специалист «Форуму 18» 27 апреля.

В феврале 2021 года Департамент по гуманитарной деятельности заблокировал благотворительной религиозной организации получение гуманитарной помощи из-за рубежа. Благотворительная организация подтвердила «Форуму 18», что иногда она сталкивается с отказами в получении одобрения от режима, но в основном из-за недопонимания. «Есть много нюансов, которые вы должны принять во внимание», – заявили «Форуму 18» 27 апреля.

В благотворительной организации сообщили «Форуму 18», что для того, чтобы иностранное пожертвование было одобрено и освобождено от налогов, необходимо объяснить, как оно будет эффективно использовано на благо местного населения. В благотворительной организации добавили, что иногда получатели гуманитарной помощи сталкиваются с трудностями, поскольку, хотя и было разрешено распределять средства или товары, они по-прежнему не облагаются налогом, и благотворительная организация должна информировать налоговую инспекцию о каждом получателе.

Все люди, связанные с иностранной помощью, попросили «Форум 18» не называть их имена, опасаясь репрессий со стороны государства за публичное обсуждение этого вопроса.


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава