Анонимные размышления белорусского православного священника
Из цикла: записки белорусского пригородного священника.
Напоминаю, автором записок является пожелавший остаться анонимным священник, мнение автора не всегда совпадает с моим.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О НЫНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ В БЕЛАРУСИ.
«Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008):
«IV. …Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит…
V.1. С древних времен и до сего дня Православная Церковь печалуется перед властью за людей несправедливо осужденных, униженных, обездоленных, подвергаемых эксплуатации… Церковь также многократно призывала остановить насилие и смягчить нравы, когда разгорались конфликты, в ходе которых попирались права человека на жизнь, здоровье, свободу и достояние. Наконец, в годы богоборческих гонений православные иерархи, священнослужители и миряне обращались к власти и обществу, защищая свободу исповедания веры, отстаивая право на широкое участие религиозных общин в жизни народа.
V.2. …Точно так же и сегодня мы призваны ревностно — не только на словах, но и на деле — заботиться о сохранении прав и достоинства человека…
Для наших правозащитных трудов ныне следует особо выделить следующие области:
— отстаивание права людей на… следование религиозным принципам как в частной жизни, так и в сфере общественного действия;
— охрана личности от произвола лиц, облеченных властью, и работодателей, а также от насилия и унижения в семье и коллективе;
— экспертиза правовых актов, законодательных инициатив и действий органов власти с целью предотвращения попрания прав и достоинства человека, ухудшения нравственной ситуации в обществе;
— участие в общественном контроле за исполнением законодательства, в частности, регулирующего церковно-государственные отношения, а также за исполнением справедливых судебных решений.
Основываясь на церковном учении о достоинстве, свободе и правах человека, христиане призваны осуществлять нравственно ориентированное социальное действие. Оно может проявляться в самых разных формах — например, в свидетельстве перед лицом власти… в проведении кампаний в защиту тех или иных категорий людей и их прав».
Предварительные замечания.
Беларусь – страна, где больше всего сохранилось остатков социализма. Некоторые из характеристик этого строя:
* Жесткая система «вертикали» власти, авторитарность;
*Недопустимость открытого выражения иных, не совпадающих с взглядами правящих кругов мнений по важным (а не второстепенным) вопросам, отсутствие готовности к дискуссии и открытому обсуждению «острых» тем;
*Поиск «виновных» в случае «провалов», с показательным их наказанием подчиненных;
Что же касается отношения к Церкви – оно во многом утилитарное. Материальная поддержка оказывается не столько с целью компенсации нанесенного в советское время урона, сколько в качестве вознаграждения и «бонусов» – и для укрепления собственного авторитета среди граждан, которым Церковь небезразлична. Конечно, есть в правительственных сферах и действительно верующие люди, уважающие Церковь искренне. Но не они «создают погоду».
В результате этой материальной поддержки, у нас сформирована психология зависимости – это выражается в том, что мы должны быть благодарными за внимание, и поддерживать правительство, невзирая на его нравственный и моральный статус. По этому поводу можно заметить следующее:
· Правительство спонсирует реставрацию, храмостроительство и проч. – не только ради граждан, но и ради себя. Туризм, необходимость показать себя с лучшей стороны перед иностранцами, воспитание благонадежных христиан – всё это входит в прямые его интересы.
· Финансовая помощь оказывается не из своих зарплат, а из казны, формируемой налогами граждан.
· Литовское правительство, продекларировавшее изначала полный разрыв с социалистическим режимом, сделало серьезный шаг – отдало Церкви всё то, что ей принадлежало до революции (это называется «реституцией»). Сейчас эта недвижимость (а её немало!) сдается в аренду, что создает достаточный уровень дохода, чтобы не быть зависимыми от государства. Плюс – там не декларируются какие-то особые отношения с Православием. Потому местная Церковь не претендует на роль некоего «духовного лидера», понимая, что мы живем далеко не в религиозном обществе. Иными словами, есть не Литовская Церковь, а Церковь в Литве. Живущая своей жизнью, несущая свою миссию, без попыток навязывать христианские ценности тем, кто не готов принять Евангелие. Пожалуй, это более здоровый подход. Да, там есть и ЛГБТ, и проч. Как в обычном языческом мире. Но это не мешает находить Христа тем, у кого есть поиск…
Если мы считаем себя чем-то обязанными перед правительственными структурами, то во имя евангельской любви к людям, облеченным властью, наш долг – напоминать им о христианской морали и нравственности, и предостерегать от ошибок, могущих нанести вред как обществу, так и им самим. Легко обличать грехи «Запада», происки антихристианских сил и ЛГБТ. Но подлинное призвание – обличать те грехи, которые окружают нас здесь и сейчас. Например, блудное сожительство, аборты, внебрачные отношения – примеры этого довольно часто подают те же начальственные лица. Но мы молчим в присутствии «сильных мира сего».
Кстати. На нужды спорта в нашем государстве выделяется не меньше, а то и больше финансов, чем на помощь религиозным организациям. Однако это не мешает многим спортсменам выступать против злоупотребления властью.
О протестах.
Происходящие в нашей стране протесты, равно как и выступления священнослужителей, в своей массе не относятся к политическим акциям, разве что за отдельными исключениями. Это — народное движение. Протестующие не получают за свои протесты бонусов – и, нередко имея хороший социальный и материальный статус (как те же известные спортсмены), осознанно рискуют потерей работы и даже гражданской свободы. Потому что для них важно поступать по совести.
Протесты обусловлены целым рядом причин. Августовские события попросту послужили «спусковым механизмом» выхода копившегося протеста наружу. Это:
1. Протест против пережитков социализма. Когда 7 ноября по-прежнему является «праздничным днем», и говорится о «великих достижениях Октября», в то время, как это на самом деле – день национальной катастрофы. Когда, по-прежнему, есть «знающая, как правильно» верхушка, не умеющая признавать своих ошибок, и неспособная к реальному диалогу.
2. Протест против авторитарного и грубого стиля правления, неспособного проявлять уважение ни к кому, кто ниже по должности. Когда позволяется публично, на телекамеру, унижать и ругать не только оппонентов, но даже собственных подчиненных.
3. Протест бизнесменов среднего и малого уровня против своеволия и засилья бюрократического аппарата.
4. Протест зарабатывающих за рубежом граждан – против вмешательства, жесткого контроля и зашкаливающих налогов на заработанные людьми деньги со стороны госорганов.
5. Протест против высоких налогов, которые расходуются безотчетно перед налогоплательщиками – в том числе на силовые структуры, которые как раз участвуют в насильственных против этих же граждан действиях.
6. Протест медиков против лжи, когда «на массу» восхваляется качество здравоохранения, но подлежит запрету здоровое обсуждение реальных и серьезных проблем. Например, некачественность белорусских медпрепаратов и ограничения на ввоз импортных. Это их протест против увольнений и задержаний – только за то, что врачи позволили себе открыто выразить свое мнение о происходящем в стране. Причем, в числе пострадавших (задержанных, уволенных), есть врачи с уникальным опытом, работавшие в очень узкой и специфической сфере (детская онкология, к примеру), которым очень трудно найти замену. Но тех, кто уволил – это мало интересует, похоже.
7. Протест нового поколения – по настоящему образованных людей против засилья «образованцев», когда окончившие сельхозакадемию или академию управления лица руководят отраслями, в которых почти не разбираются.
8. Протест от усталости перед страхом – тем страхом, что знаком очень многим, выросшим в советское время. Это – гнев, направленный на освобождение от этого страха, и который является признаком взросления.
Нынешние протесты, в которые вовлечены многие категории населения – даже пенсионеры (традиционный электорат нынешнего правительства!) – подпитываются неадекватными насильственными действиями со стороны органов правопорядка. Кто-то может сказать, что превышение служебных полномочий вызывается фактами избиения и агрессией по отношению к самим силовикам. В таком случае, можно говорить об их некомпетентности и неготовности к своим прямым задачам – не поддаваясь на провокации, поддерживать правопорядок. Так что, такое «самооправдание», наоборот, говорит не в их пользу… Убежден, что, если прекратить разгоны демонстрантов, а вместо этого обеспечивать правопорядок и пресекать провокации, а также провести публично открытое расследование наиболее явных случаев превышения полномочий силовиками, и случаи явных фальсификаций при выборах – уличные протесты за месяц сами сошли бы к минимуму. Потому что это показало бы добрую волю и честность правительственных структур…
Еще немаловажный момент. Сейчас выросло новое поколение людей. Это люди с высшим образованием, в том числе – европейским, знающие иностранные языки. Они умеют качественно использовать современные технологии. Многие из них имеют опыт работы и жизни в зарубежных странах. И это не только Турция или Польша, но и Франция, Швейцария и другие страны Европы. Они общаются с зарубежными друзьями и коллегами. И у них другое видение мира, другое видение построения отношений, чем то, что привычно выросшим в условиях тотального социализма. Им чужды те взаимоотношения с властью, бывшие многие годы нормой: с одной стороны, основанные на авторитарном управлении, на голом авторитете власти (только потому, что она власть), с другой – на страхе и привычке перекладывать всю ответственность на начальство. Для этих людей власть больше основана на заслуженном уважении, на принципах команды. Когда есть здоровый диалог, возможность обсуждать необходимые вопросы на равных.
Я останавливаюсь подробно на причинах и психологии протеста потому, что из них хорошо видно, что это – не политика. Протесты поднимают серьезные этические и нравственные проблемы. Мы не можем отмолчаться, поскольку в них вовлечены члены Тела Христова. Которые ожидают от пастырей и архипастырей духовной и моральной поддержки. А не осуждения…
Не мною подмечено, что нынешняя ситуация – отдаленно, конечно, но все же – начала напоминать 30-ые годы прошлого столетия. Или, может – 60-ые которые названы «оттепелью», но реально носящие все признаки тоталитаризма. Репрессии в отношении всех позволивших открыто выступить против произвола властей стали в нашей стране нормой. Это:
· увольнения,
· задержания и аресты,
· блокировка банковских счетов и «карточек», когда начали собираться средства для помощи пострадавшим,
· «вызовы на беседу» в определенные ведомства, в том числе священников,
· разгоны демонстраций, сопровождающиеся жесткими актами насилия,
· закрытие целого ряда кафетериев, магазинов – только за то, что их владельцы продемонстрировали свою солидарность с протестом…
Сейчас в нашей Церкви востребованы такие лица, как Гродненский епископ Артемий, священник Георгий Рой, архимандрит Алексей (Шинкевич). Именно благодаря их открыто высказанной позиции, еще не утрачено полностью доверие к священникам и иерархам нашей Церкви среди тех верующих, которые заняли позицию мирного противления греху посредством открытого выражения протестов.
Какие варианты нашей реакции могут быть:
· Уходить от ответов на нынешнюю ситуацию – не поддерживая (даже косвенно) и не осуждая ни одну из сторон;
· Активнее призывать к диалогу – может, даже предложить свою помощь в качестве посредника;
· Признать факт, что насилие, к сожалению, провоцируется и исходит, гл. обр., от силовых структур – и объявить, по причине данной ситуации, о приостановке официального сотрудничества с оными;
· Продолжать поддерживать правительство – тем самым обозначить, что мы готовы принять факт возвращения тоталитарного режима, смирившись с этим, повторяя трагедию митрополита Сергия (Страгородского).
Можно возразить, что многие христиане не поддерживают и не сочувствуют протестам. И не хотят, чтобы священники «лезли не в свое дело».
Да, такое есть. По этому поводу можно заметить следующее.
Те православные христиане, кто:
· выходит из созависимых отношений,
· из ситуации семейного насилия или выздоравливает от других семейных дисфункций,
· устал(а) от внутренней закрепощенности и кому важна внутренняя свобода,
· заботится о своем духовном и личностном развитии,
· имеет широкий кругозор и хоть какую-то способность критическому анализу;
· получил добротное образование;
· хочет не выживать, а жить
– то есть те, кого можно назвать наиболее зрелыми и здоровыми членами нашей Церкви – почти все они в рядах тех, кто выступает против лжи и насилия со стороны госструктур.
Среди поддерживающих действия властных структур и осуждающих протесты — те христиане, кто:
· привык выживать, а не жить – не желая принимать факт, что наше общество медленно, но неуклонно сокращается по численности, и разрушается от царящих смертных грехов;
· в ситуации насилия обвиняют саму жертву («нечего было провоцировать»; «нужно покрывать проблему терпением и молиться»);
· кто привык еще со времени социализма к тому, что власть непогрешима, кому важно опираться на авторитеты (что удобно скрывать за терминами «послушание, смирение»);
· кто пришел в церковное пространство под влиянием разного рода неврозов, в поисках убежища от изменчивости мира – не принимая факт, что изменения в жизни любого организма, любого института – естественный закон развития, и долговременное отсутствие изменений неизбежно ведет к вырождению.
Есть, наверное, и другие мотивы, но среди тех, с кем я общаюсь – а это наберется сотни человек – поддерживающих нынешнее правительство почти не осталось. Тогда как в августе еще их было, примерно, 50/50… Ориентироваться только на сторонников привычного режима – значит отказываться от первой группы христиан. А еще это означает – «заморозить» саму возможность развития жизни церковного организма. Как и общества в целом. Потому и важно наличие у священнослужителей разных взглядов на жизнь и возможность открыто их выражать. Тогда каждый христианин сможет находить для себя тех, кто отвечает их нуждам. При этом, независимо от своих взглядов, все мы призваны предостерегать друг друга и паству от греха осуждения, а тем более вражды и ненависти по отношению к тем, кто выбирает другую позицию…
Вместо послесловия. Перед вынесением суждения о моей «писанине», прошу учесть:
1. Я не призываю к антиправительственным действиям. Не одобряю насилия – не важно, с какой оно стороны. Могу высказываться относительно того или иного явления в жизни государства (не политического, а общественного характера) с точки зрения Евангелия, исторической. Но это – не призыв к перевороту. Жаль, если кто-то не понимает разницы.
2. Мне – около 50-лет. Я – гипертоник и любящий спокойствие человек. Лично мне было бы проще и спокойнее, если бы не было августовских событий и всего последовавшего за ними. Мне проще с нынешней властью. По крайней мере, семья не голодает (хотя и курорт себе позволить не можем), и можно без препятствий служить и молиться в храме. Но я стараюсь быть честным перед собой. И я понимаю, что прошлого не вернешь. Потому – я принимаю факт изменений в обществе. Попытки «вернуться» в status quo – это тупиковый путь… А еще я хочу спокойно ходить в магазины и по двору, не надевая подрясник в качестве защиты от случайного задержания. И не хочу наблюдать приезд милиции к моим соседям только из-за того, что кто-то из них разговаривает на белорусском языке, хранит в квартире герб «Пагоня» и является тихим и спокойным сторонником Тихановской. Хотя лично не вполне доверяю ее штабу и декларациям. Не знаком, не сужу. Скорее, слегка настороженно нейтрален.
3. Наши главные враги сейчас – это страх и гнев, которые ведут к ненависти и раздору. А на нетрезвую эмоционально голову можно только «подлить масло в огонь». Я могу не соглашаться с чьими-то взглядами и действиями, дискуссировать, как-то противостоять беззаконию, но это не повод для личной вражды и ненависти. Принцип – не переходить на личности. Борьба идет с грехом, но не с людьми. Разделить их очень не просто – для меня в том числе. Но я этому учусь…
А в завершение – тех, кто думает, что смена власти не «за горами», прошу прочесть рассказ Р. Брэдбери «Другие времена» http://raybradbury.ru/library/story/51/6/2/
P. S. Я этими мыслями уже делился кое с кем. Так что, если кто-то где-то их уже видел – значит, они были использованы. Я не против. Если только не искажать мои мысли, и не вкладывать в мои слова то, чего там нет. Если кто-то захочет как-то дальше их использовать – то только с условием, чтобы не терялись мои последние пункты.