И снова о храмах там, где они не нужны
Мы дважды писали о строительстве Гродненской епархией храма «в честь 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» в развлекательном комплексе на окраине деревни Коробчицы.
У этой темы несколько острых граней. Это и очевидная подчиненность церковных проектов государственным идеологемам в сфере исторической памяти, помноженным на примитивный мистицизм местных чиновников. Это и вопрос о том, что в самой деревне Коробчицы уже давно строится православный храм — и стройка далека от завершения. Это и проблема востребованности нового храма как места полноценной церковной жизни.
Вдобавок есть возможность отследить, как аналогичные объекты строились в аналогичных местах и в каком состоянии они находятся сейчас. В том же Гродненском районе на берегу Белого озера расположен санаторий «Озёрный». Он работает с 2003 года, популярен в регионе и за его пределами, востребован и у отдыхающих, и у посетителей аквапарка и других аттракционов.
Видимо, с тем же расчетом на религиозные запросы приезжающей публики для санатория был построен в 2014 году храм-часовня в честь апостолов Петра и Павла. Архитектура храма довольно интересна — она ориентирована на Благовещенский монастырский собор в польском Супрасле и выглядит «по-западному» за счет готических элементов. Но сейчас не об этом.
Освящал храм тогдашний митрополит Минский и Заславский Павел в присутствии игумении Гавриилы, настоятельницы Гродненского Рождество-Богородичного монастыря. Напомним, что в структуре БПЦ этот монастырь имеет особый статус — он выведен из юрисдикции Гродненской епархии и подчинен напрямую столичному митрополиту. Судя по этим вводным, храм в санатории «Озёрный» относится к Минской епархии и находится под оперативным управлением Рождество-Богородичного монастыря в лице его белого духовенства.
При этом ни на сайте санатория, ни на сайте монастыря, ни на сайте епархии нет раздела, посвященного наличию в их штате или структуре данного церковного объекта. Гостям санатория и прихожанам монастыря ничего об этом не говорится. Максимум — это новостные заметки на сайте санатория по случаю тех редких дней, когда в храме совершалось богослужение. Информация идет в общей ленте и выглядит так: 9 мая, «День Независимости», Купалье — и молебен на престольный праздник. Расписание же регулярных служб, с указанием их времени и календарным графиком, отсутствует. Видимо, потому что этих служб просто нет. Их нет уже 10 лет — сколько есть храм. А значит, нет (и не могло быть) никакой христианской общины в изначально не предназначенном для этого месте.
Всё это говорит о том, что появление в данном пространстве данного храма — очередной авантюрный проект руководства БПЦ и его спонсоров. Но, как видим, предыдущий негативный опыт, при всей своей очевидности, нисколько не останавливает новое руководство уже Гродненской епархии идти проложенным путем: строить храмы в не предназначенных для этого местах и учреждать там мертвые приходы. Впустую тратя ресурсы и упуская возможности в других, более жизнеспособных начинаниях.