Царква і палітычны крызіс у Беларусі

«У этой Церкви было очень красивое лицо, а в руках — красивые цветы»

«У этой Церкви было очень красивое лицо, а в руках — красивые цветы»

«У этой Церкви было очень красивое лицо, а в руках — красивые цветы»

Публикуем впечатления очевидца о прощании с архиепископом Артемием (Кищенко) в Гродно.

23 апреля в Свято-Покровском кафедральном соборе города Гродно прошел чин погребения архиепископа Артемия, бывшего правящим епископом этой кафедры с 1996 по 2021 г. и, по сути, насильно смещенного с нее за свою моральную оценку поведения беларусских властей летом и осенью 2020 г.

С точки зрения исполнения и совершения церковного церемониала, в принципе, всё было хорошо организовано и выглядело вполне прилично. Для желающих проститься мирян и клириков было достаточно времени. Все, кто хотел, могли спокойно прийти, поклониться почившему архипастырю и проститься с ним. И если не поток, то ручеек людей нес и нес свои мысли и воздыхания ко гробу владыки. Как отмечали многие, большинство пришедших проститься —  в основном молодежь либо люди средних лет.

И что особенно впечатляло — это молодые семьи, которые шли отдать дань памяти владыке вместе с маленькими детьми. Наверное, забота о воспитании молодежи в вере и доброй жизни, во что владыка Артемий вкладывал все силы души и массу времени, не прошла даром. И у этой Церкви было очень красивое лицо, а в руках — красивые цветы. Иногда даже — красные посреди белых!

Регулярно служились панихиды, духовенство епархии читало Евангелие. Всё вполне благообразно, пристойно и нормально. Даже тихарей, без которых, наверное, ничто не обходится в нынешней Беларуси, как-то и не было заметно. А вдруг им действительно стало стыдно заниматься своим делом, и они устроили тихий саботаж? Во всяком случае, это хороший знак, а там, глядишь, уже и до покаяния недалеко!

Но всё же назвать атмосферу траурных мероприятий до конца этически безупречной — нельзя. Поскольку, как стало привычным говорить в таких случаях, — все всё понимают! Но — ни сказать, ни выразить это любым возможным жестом — нельзя!

Нельзя было прямо назвать причины отставки владыки Артемия во всех надгробных словах никому из священников. Нельзя было выйти за рамки общих мест биографии покойного и напомнить, что главный пафос всего его архиерейского служения — достоинство и свобода Церкви. Нельзя было сказать, что он был один, который не молчал и не оправдывал то, по поводу чего молчали или что оправдывали все остальные его «собратья». За что они его и «съели», взяв под козырек и не ослушавшись «высочайшего повеления».

И вот это висящее в атмосфере собора напряжение достигло своего апогея непосредственно в день похорон. Из епископов на чине погребения были только двое: собственно нынешний архиепископ Гродненский Антоний и епископ Пинский Георгий, на момент Синода 2021 г. еще не бывший епископом. Никто из остальных архиереев БПЦ, включая митрополита Вениамина, в Гродно не приехал. То, что некоторые из них впоследствии прибыли на Чижовское кладбище в Минске, в сущности ничего не меняет.

И из этого следует только одно — предавшие владыку «собратья» не нашли в себе даже остатков совести, чтобы прийти ко гробу с тем, с чем они, как христиане, обязаны были прийти: попросить прощения! За собственную трусость, безволие и малодушие. За поведение, за которое любому нормальному человеку было бы нестерпимо стыдно! Но — не им!

Они, как всегда, «спасали Церковь». От таких, как владыка Артемий. Он, видимо, ее «губил»…

Ну, а «блестящим» итогом погребальной службы стало надгробное слово архиепископа Антония, бесчестно занявшего место владыки Артемия в 2021 г. Это был «шедевр» церковной казенщины — ни одного живого слова, ни одной живой ноты, ни одной живой эмоции, ни намека на горечь и сожаление о содеянном по отношению к усопшему при его жизни!

Впрочем, рассчитывать на другое и не приходилось. Хотя, конечно, чувствовалось, как неохотно архиепископом Антонием говорилось даже то, что говорилось! Что так хотелось бы избежать даже таких слов! Так хотелось вообще избежать обязанности говорить хоть что-то перед твоим прямым обличителем во лжи и недостойном поведении!

Может, это и есть тот симулякр угрызений совести, которые себя однажды, где-нибудь в мемуарах, выразят слезами и покаянием? В конце концов, «невозможное человекам — возможное Богу», — правда же?!

Что ж, на данном этапе всё случилось достаточно закономерно. Все остались там, где и были. Ни жизнь, ни даже смерть пока никого ничему не учат. Даже — в Церкви. Но и оставлять всё как есть — не может быть нашим выбором!

А значит, остается только одно — искать самим свою дорогу ко Христу, не быть теплохладными и приспособленцами, перечитывать и переслушивать написанное и сказанное владыкой Артемием, не забывая его в своих молитвах!

А тем многим, для кого ушедший владыка был значимой моральной опорой, с утратой которой теряются ориентиры и уходит почва из-под ног, стоит всё-таки не относиться к его кончине излишне трагически. А скорее, воспринять ее как призыв к нам самим — верить, жить, действовать и поступать по-христиански, став теми учениками Христа и воспитанниками владыки, за которых ему не будет стыдно!

Фото: orthos.org


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава