Церкви и антивоенное движение в Беларуси
PaulaBorowska
Researcher of religion in Belarus, PhD «Religion and Social Capital: the Case of Protestants in Belarus» from University College London.
На прошлой неделе были задержаны и затем оштрафованы пасторы двух минских протестантских общин — Вячеслав Гончаренко и Антоний Бокун. Обвинения, скорее всего, связаны с проведением воскресной службы церкви «Новая жизнь», насильно выселенной из своего здания в Минске в феврале прошлого года.
После сфальсифицированных президентских выборов 2020 года и последовавших за ними массовых протестов белорусское гражданское общество переживает трудные времена. Репрессии против неправительственных организаций продолжаются и неизбежно охватывают религиозных деятелей. В то же время начало войны России против Украины дало начало антивоенному движению в Беларуси. Критическое отношение к войне демонстрируют многие священнослужители, а также рядовые члены различных христианских церквей. Это вызывает враждебную реакцию властей, позволивших российским войскам использовать территорию Беларуси для нападения на Украину.
Движение 2020 года в Беларуси продемонстрировало значимость религиозных организаций в стране, особенно в условиях политического кризиса. Тогда они не только помогали поддерживать социальную солидарность, но и оказывали людям моральную поддержку. Сегодня, в отличие от многих других организаций гражданского общества, церкви, несмотря на сильное давление, все же могут присутствовать и действовать в Беларуси. Они продолжают обращаться к людям и осуждать военную агрессию, часто предлагая альтернативный государственной пропаганде месседж. По мере жестокого подавления организаций гражданского общества наибольшее значение имеют действия отдельных религиозных активистов.
Две волны общественного движения в Беларуси
В августе 2020 года после фальсифицированных президентских выборов по всей стране прошла беспрецедентная серия протестов. Это заставило белорусский режим во главе с авторитарным Александром Лукашенко полагаться прежде всего на жестокие репрессии. На практике даже анонимные критические комментарии о ситуации в Беларуси в интернете могут повлечь за собой серьезные юридические последствия. Как сообщает независимый правозащитный центр «Вясна»[1], сегодня в Беларуси более 1300 политзаключенных, а правозащитная коалиция проекта «Диссидент» насчитывает более 1600 политзаключенных[2]. Также после мирных протестов 2020 года многие организации гражданского общества были насильно ликвидированы.
После начала 24 февраля 2022 года российской войны в Украине в Беларуси поднялась волна антивоенного движения. Исторически в целом отношения между белорусами и украинцами были хорошими, и у ряда людей сложились личные, семейные или деловые связи. Официальное обоснование российской войны многим белорусам также показалось нелепым, у других же были опасения, что в какой-то момент Беларусь может ввести свои войска в Украину. В то же время белорусские государственные СМИ активно продвигали российскую точку зрения на войну.
Как показывают два разных социологических опроса для Novak Lab и Chatham House[3], по состоянию на май и июнь 2022 года 43-51% белорусских респондентов критикуют военные действия России на Украине, а 33-39% поддерживают их. Опрошенные в основном не одобряли ввод белорусских войск в Украину (всего 5-8%).
По некоторым данным, только в первую неделю после начала Россией войны за протест против нее было задержано около 200 белорусов. Среди них было пять человек, которые якобы повредили железные дороги в Беларуси, чтобы саботировать переброску российского оружия и войск в Украину. На основании обвинений в терроризме суд приговорил их к тюремным срокам.
Голос крупнейших церквей Беларуси
В то время как Русская православная церковь твердо стоит на стороне властей и оправдывает войну в Украине, лидеры Белорусской церкви, похоже, публично довольно осторожно подходят к этому вопросу. В целом их позиция подчеркивает конфликт только между русскими и украинцами, тогда как Беларусь лишь в него вовлечена. 26 февраля предстоятель Белорусской православной церкви митрополит Вениамин заявил: «Конфликт […] начался не вчера, но до последнего сохранялась надежда на его разрешение мирным путем. Те, кто стоит сегодня друг против друга […] — часто люди родные по крови, по вере и по духу». Однако митрополит Вениамин прямо не назвал и не осудил российского агрессора.
Глава католической церкви Папа Франциск только недавно выступил с более сильным антивоенным месседжем, открыто назвав Россию агрессором. В одном из своих предыдущих интервью Папа Франциск, хотя и осудил войну, а также жестокость российских войск, отметил, что конфликт «возможно, был спровоцирован». Однако в день начала войны глава Белорусской епископской конференции епископ Олег Буткевич прямо написал: «Брат поднял руку на брата». Далее в своем официальном заявлении он отметил: «Эта ситуация не может не вызывать боли в наших сердцах» и призвал к молитвам.
Религиозные деятели против войны с Россией
Теперь власти преследуют всех, кто публично осуждает российскую войну, и христианские организации не являются исключением. Если лидеры не хотят вызывать проблемы для церквей, то многие отдельные священники по собственной инициативе выступают или действуют против российской агрессии в Украине.
4 марта католический священник Игорь Лашук организовал специальную молитву в приходах у границы с Украиной. И его обвинили в репостах антивоенного контента с таких сайтов, как «Белсат» и «Радио Свобода», официально признанных «экстремистскими».
Другое дело касалось отца Михаила Маруго, православного священника, арестованного в марте 2022 года на 13 суток за мирный протест против войны с Россией. За наклейку «Украина, прости!» на машине был арестован и затем оштрафован греко-католик Василий Егоров из Могилева.
Из-за обвинений в экстремизме католический священник и гражданин Польши Анджей Бульчак из Постав, будучи лишенным права служить священником в стране и заочно оштрафованным, решил бежать из Беларуси. В видео на своем канале в YouTube отец Бульчак прочитал антивоенное письмо. На одном из фото в видео был логотип Белсата, а также бело-красно-белый флаг, которые широко использовались на протестах августа 2020 года.
За антивоенную активность милиция также провела обыски в домах протестантских проповедников. Один из них, баптистский пастор Роман Рождественский из Черикова, был оштрафован.
Что дальше?
В зависимости от своей структуры и транснациональных связей, человеческих и финансовых ресурсов церкви могут мобилизовать людей и поддерживать их или полностью отказаться от участия в общественной жизни. Как и в некоторых других авторитарных странах в прошлом, религиозные организации также являются важными субъектами гражданского общества в Беларуси. Например, недавняя история свидетельствует о том, что после протестов 2020 года белорусские церкви сыграли важную социальную роль.
Несмотря на продолжающееся жестокое подавление организаций гражданского общества в стране, отдельные религиозные активисты (а зачастую и священнослужители) сегодня участвуют в антивоенном движении. Это показывает, насколько значимым ресурсом – человеческим капиталом, несмотря на жестокость режима, обладают белорусские церкви. Благодаря своей активности они могут достучаться до людей и послать четкий антивоенный сигнал даже тем, кто еще сомневается.
[1] Подробнее https://prisoners.spring96.org/en [Доступ 22 сентября 2022].
[2] Подробнее https://dissidentby.com/en [Доступ 4 октября 2022].
[3] Подробнее https://www.osw.waw.pl/en/publikacje/analyses/2022-08-01/belarusian-citizens-ambivalent-about-russian-aggression-against [Доступ 18 сентября 2022]